Психодиагностика



Основная функция педагога-психолога в дошкольной образовательной организации – сопровождение психического развития детей дошкольного возраста, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь дошкольникам и их родителям.

Основные направления работы:
1. Психопрофилактика
2. Психодиагностика
3. Консультирование
4. Коррекционно-развивающая работа
5. Просветительская работа
6. Методическая работа

На этой странице Вы найдете материалы, касающиеся диагностического инструментария, который я использую в своей работе: 


https://drive.google.com/file/d/0B23rXMtmj9JRRTV3MTZwT0dLVEE/view?usp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0B23rXMtmj9JRMDc5M2lueDZ4Y2s/view?usp=sharinghttps://drive.google.com/file/d/0B23rXMtmj9JRQzlFbTB2S0xFWXc/view?usp=sharing 
«Диагностика готовности ребенка к школьному обучению»

Существует разнообразие материала по этому направлению. В основном выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность:
дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона);
- концентрация внимания;
- мышление, определение основных связей между явлениями, логическая последовательность;

- умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. 
Хочу остановиться только на некоторых методиках, которые легки в проведении и обработке. И предполагают получить сведения о сформированности школьной зрелости.

Диагностическая методика (автор: И.В. Дубровина и др.)
Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?» 
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, со слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:
  • Что ты знаешь о школе?
  • Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • А сам ты умеешь читать?
  • А ты хочешь научиться читать, писать?
  • Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?
Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Диагностические методики для изучения мотивов учения

Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?»
Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:
1.  изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
2.  отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
3.  непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.
б) Рисунок соответствует теме:
1.  изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
2.  ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
3.  игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.

Исследование произвольной сферы

а) Методика «Домик».

Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
Рисунок выглядит следующим образом:
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
  • ведущую руку;
  • как работает с образцом;
  • быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекаемость во время работы;
  • сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
  • исправляет ли сам ошибки.
Ошибками считается:
  • отсутствие какой-либо детали на рисунке;
  • увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
  • неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
  • отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
  • разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
  • наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет
Для детей 6 лет:
Для детей 7 лет:
1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.
0 балл – высокий уровень;
   3 балла – средний уровень;
> 3 баллов – низкий уровень.

Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой.
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности. 
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».  
Оценка:
Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов. 
Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:                      - не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
      В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.      Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.  


Исследование речевой сферы
Методика «Звуковые прятки»
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. 
Условия игры, следующие: каждый, раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а   тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, аты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные. 
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим, родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.


Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

Итоговый уровень:
Высокий нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз; Низкий - и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту; 
Средний – все остальные варианты.    


Обобщение методом исключения (методика 4 лишний)
Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом 
исключения

Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой 

по общему признаку, а 4-ая лишняя.
                          
Инструкция: 
«Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? 
А как, одним словом можно назвать оставшиеся три предмета?»
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;

«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.

Произвольное внимание, пространственные представления
Методика «Графический диктант»
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. 
Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно 
подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисункадается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.
 Поведение в условиях обследования
Контактность.
3 балла –ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много 
вопросов.
2 балла –ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по 
принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла –ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до 
конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с 
трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и 
психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл –ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла –ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит 
продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно 
поддерживает игру.
2 балла –интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом 
быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует. 


Проективный рисуночный тест «ДДЧ». Дом.

В данном случае, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть, либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов.
А мы переходим ко второй части знаменитого, классического рисуночного теста «ДДЧ», собственно, к части — Дом. Существуют некоторые методики, которые требуют одновременного рисования на листе сразу же — и дома, и дерева, и человека. Я описываю иную методику, в соответствии с которой «дом дерево человек» — это три отдельных рисунка.
Итак, «Дом», «Дерево» и «Человек».
Три разных задания. Их не стоит объединять на одном листе, если Вы хотите получить детальный, хорошо проработанный рисунок каждого элемента и при этом не вызвать утомления у рисующего. Каждой части задания — свой, отдельный ватманский лист формата А4.
В норме у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать как минимум:
- одна дверь,
- одно окно,
- одна стена,
- одна крыша,
- одна труба для сельского дома (если, конечно, дом — городская многоэтажка, то труба логически неуместна),
Что считается дополнительными элементами?
Внимание: забор, живая изгородь (то есть, кусты), деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка избыточно лишними.
О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на:
- отсутствие у человека чувства безопасности,
- наличие межличностных конфликтов с острым желанием их уладить, «разрулить».
Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи,
Мелкий рисунок (крошечный дом) 
- слабые семейные связи,
- отсутствие «чувства дома».
Много исправлений, много линий — проблемы в семье.
Дом-схема (вид сверху)
- отсутствие «семейной», «домашней» атмосферы в доме,
- отрицание дома и семьи как ценностей,
- очень серьёзный конфликт в семье.
Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье.
Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе.
Очень длинная тропинка — интроверт, с трудом допускающий «в свой мир» посторонних людей.
Тропа очень широкая в начале и очень узкая — у дома. Несмотря на то, что так изображать тропу велят нам законы перспективы, эта деталь на психологическом тесте (особенно, если она очень подчёркнута) говорит о том, что человек необычайно дружелюбен, однако его дружелюбие — «выученное», поверхностное и наигранное.
Дверь без порожка (лестницы) — Так же, как и полное отсутствие двери
- закрытость, интроверсия, аутизм или
- неумение выстраивать грамотные отношения с людьми.
Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи.
Очень большие двери 
- человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди,
- в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица.
Двери с замком и щеколдой —
- педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста,
- нежелание выдавать свои тайны.
Водосточный жёлоб
- мнительность, ипохондрия,
- избыточная подозрительность.
Окна
Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение,
Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности,
Окно с форточкой — стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер.
Окно с решёткой 
- подозрительность,
- боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом),
- показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств.
Окно-прямоугольник (без перекрестий) — отсутствие друзей, только формальные контакты.
Окна отсутствуют — открытое проявление враждебности к миру, психотравма.
Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь — человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей).
Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь 
Позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта,
Осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение.
Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью.
Крыша нарисована с нажимом — ярко выраженная потребность в защите, тревожность.
Плоская крыша —
- проблемы с воображением,
- эмоциональная холодность,
- эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии.    
Труба отсутствует — конфликт со значимым мужчиной,
Много дыма из трубы — говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть,
Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками— отсутствие тепла и любви в семейной жизни.


Тест на воображение ребенка.

«Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марциновской
Тест на воображение ребенка.
«Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марциновской
Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных 
карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. 
На выполнение задания отво­дится 4-5 минут.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал 
нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, 
богатом воображе­нии. Детали и образы рисунка тщательно 
проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно
 ориги­нальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка 
проработаны неплохо.
5-7баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, 
но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает 
на зрите­лей определенное эмоциональное впечатление.
3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное
Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо 
проработаны.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего 
придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
5- 7 баллов — средний;
3-4 балла — низкий;
 0-2 балла — очень низкий.

Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные 
представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях 
и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: 
животными, их образом жизни, природой. 
С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать 
логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают 
картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых
ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает 
инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится 
на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. 
Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на 
картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя 
минутами. 
За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций 
и объяснить, что не так, почему не так и, как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное 
время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел 
удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на 
самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, 
но от одной до 
трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле 
должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, 
но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом 
деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них 
не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом 
деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 
имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех 
из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только 
в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть 
задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, 
имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, 
как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
     Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с 
различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.
Суть методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, 
представленных на рисунке. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. 

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
      
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько кон­турных 
рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие извест­ные ему предметы. 
Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать 
очертания всех предметов, «спрятан­ных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время 
ребенок не сумел полностью выполнить зада­ние, то его прерывают. 
Если ребенок справился с заданием мень­ше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выпол­нение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает 
спешить и преждевременно, не найдя всех пред­метов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен ос­тановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем ри­сунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, 
ког­да будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем ри­сунке. 

Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания кото­рых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог ре­шить задачу по 
поиску и названию всех 14 пред­метов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий.

Методика «Раздели на группы»
Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка 4-5 лет. 
Ребёнку показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее 
задание:

«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. 
Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, 
по которому они выделены».

На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее, чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рисунке они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры.  Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.

Методика «Определение мотивов учения»
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой).
Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Метод: эксперимент, беседа.
Процедура проведения.
В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция: 
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I) 
2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2) 
3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, №
1
2
3
4
5
6
I выбор






II выбор






III выбор






Контрольный
выбор







  • Внешний мотив – 0 баллов; 
  • учебный мотив – 5 баллов; 
  • позиционный мотив – 3 балла; 
  • социальный мотив – 4 балла; 
  • отметка – 2 балла; 
  • игровой мотив – 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированной мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/Е.И. Рогов.- М., 1995. 
 Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, 
Ю.А Афонькина.– М., 1995.
 Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ 
Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
vseodetishkax.ru
resobr.ru

2 комментария:

  1. Юлия Еремич22 февраля 2016 г., 15:37 Спасибо огромное, за отличную подборку психодиагностического инструментария! На мой взгляд, психологическая подготовка детей к школе - одно из важнейших направлений в коррекционной работе психолога с детьми. А ваш материал, позволит еще больше усовершенствовать мою работу, как специалиста, в этом русле :)Благодарю, за литературу, которую легко можно скачать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, каждый педагог выбирает для себя наиболее важное и приоритетное направление в работе. Я рада, что систематизированный и подобранный материал поможет Вам в работе.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]