вторник, 31 мая 2016 г.

Анализ работы педагога-психолога ДОО




Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Учебный год почти завершён, а значит, пора подвести итоги. Сегодня пост посвящен анализу работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации. Представленный документ  относится к обязательной документации педагога-психолога.

Аналитический отчет
педагога-психолога Свиридовой Виктории Александровны
МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида № 208 «Солнышко» за 2015-16 уч. г.

Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.
Задачи:
1.     Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических работников, родительской общественности.
2.     Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
  • сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
3. Использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа.
4.  Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).
   В  сентябре  2015 года было проведено плановое  психодиагностическое
обследование детей  подготовительных к школе групп (76 детей)  и старшего дошкольного возраста (86 детей). 


Диагностика

Диагностика «Когнитивных функций» проведена по методике С.Д. Забрамной, направлена на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению. Приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики. Одна интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность.


 
Результаты диагностики подготовительных к школе
групп на начало 2015 уч. г.

     Результат диагностики показал, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают высокого уровня психологической зрелости, который позволяет успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.
1.     Слабое речевое развитие.
2.     Неразвитость мелкой моторики.
3.     Неправильное формирование способов учебной работы. Многие  дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил.
4.     Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операционными навыками.
5.     Слабое развитие произвольного внимания, памяти.
6.     Низкий уровень развития самоконтроля.
      Указанные проявления незрелости детей старшего дошкольного возраста являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.
По итогам диагностики в «группу Развитие» (дети с низким уровнем развития познавательных психических процессов) вошли  22 ребёнка.

По итогам наблюдений за поведением детей, а так же по итогам диагностики эмоционально-волевой сферы и оценки типов неконструктивного поведения у детей (по М.Э. Вайнер), в  «группу Риска» (дети с отклоняющимся поведением) вошло  24 ребёнка. Из них 14 детей с конформным типом поведения, неуверенных в себе, 8 импульсивных ребенка, 2 импульсивных ребенка склонных к агрессивным тенденциям.  
Соответственно возникла необходимость на последующем возрастном этапе коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка, создание условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту ребенка. Коррекция отклонений в психическом развитии ребенка – интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом. Несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических новообразований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению приводит к школьной дезадаптации.
Подгрупповые занятия с детьми группы «Развитие» проводились с использованием методического пособия  Л.И.Катаевой « Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий». - М.: Книголюб, 2004.
Цель: развитие познавательных психических процессов.
        Занятия с детьми группы «Риска» проводились  с использованием серии  коррекционно-развивающих занятий  Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия» - М.: АРКТИ, 2004., И.А. Пазухина «Давай познакомимся» - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
Цель: формирование социально приемлемого поведения у детей в общении с взрослыми и сверстниками, формирование положительной самооценки, развитие коммуникативных
навыков.

По результатам диагностики детей старшего дошкольного возраста – группы:№№№№№
сформированы группа «Развития» - 26 детей; группа «Риска» - 27 детей.
С данными группами детей проведены коррекционно-развивающие занятия: 17 индивидуальных, и 36 подгрупповых занятий по программе психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению (автор Ананьева Т.В.) с  использованием авторского цикла коррекционно-развивающих занятий «Мы такие разные»
Цель: комплексное развитие познавательных психических процессов. Подготовка детей к школе.


С детьми и старших групп № №№№№№№ с подгруппой детей «Риска»

коррекционно-развивающее занятие по социально-коммуникативному развитию (автор Крюкова С.,В.. Донскова Н.И.)
Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков, профилактика и
психокоррекция агрессивности, тревожности, воспитание основ нравственно-ценного поведения.

Эффективностью проводимой работы,  являются результаты повторной диагностики и результаты наблюдений за поведением детей.
Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе показала, что 20 детей из группы «Развития» готовы к обучению в школе,  2 ребёнка  условно готовы к обучению в школе. Таким образом, качество проводимых коррекционно-развивающих занятий с детьми гр. «Развитие» (подготовительная к школе группа) составляет 90 %.
По наблюдениям за поведением детей «группы Риска» выявлено, что дети стали более коммуникативными как со сверстниками, так и с взрослыми, снизился уровень конфликтности у детей склонных к агрессивному поведению. По результатам тестовой беседы с детьми подготовительной к школе группы (по С. А. Банкову)  20 ребят ушли в школу  со средним уровнем психосоциальной зрелости.  Это говорит о том что, все дети смогли овладеть навыками социально корректного поведения в кризисных ситуациях в дошкольном образовательном учреждении и дома, а также коммуникативными навыками.
Итоговая диагностика готовности к школе детей подготовительных групп показала:

Результаты ориентационного теста
подготовительных к школе групп «Риска и Развитие»
на конец 2016 уч.г.

- все дети имеют положительную мотивацию к обучению в школе; 
- по сравнению с началом учебного года увеличилось число детей с высокой степенью психосоциальной зрелости  с 4  до 22 детей. 2 ребёнка на конец учебного года имеет ниже среднего уровень психосоциальной зрелости;
- увеличилось и число детей с высоким уровнем сформированность предпосылок учебной деятельности, т.е. умения слушать и выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги в клетку, и выполнять задание, ориентируясь на образец. Если в начале учебного года из 24 детей – только 3 детей справились с написанием диктанта  на высоком уровне, то в мае 2016 года  показали хороший уровень – 16 детей.  6 человек показали средний уровень,  2 ребёнка испытывали затруднения при выполнении задания; 
- проведение тестового задания «Треугольники» показало, что у 15 детей высокий уровень развития произвольного внимания и памяти.  8 детей имеют средний уровень развития произвольного внимания  и оперативной памяти. 3 детей не справились с тестовым заданием «Треугольники» .
В сравнении (в начале уч. года  19 детей имели низкий уровень произвольного слухового внимания);  
   -  результаты проведения экспресс диагностики готовности к обучению в школе (Вархотова Е.К., Дятко Н.В.и др.)  показали, что
- 22 ребёнка готовы к школьному обучению.
 - 2ребёнка к школьному обучению условно готовы.
 - 1 ребенок остается в дошкольном образовательном учреждении.

Профилактическая работа
Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
       С целью психопрофилактики и  повышения психологических знаний в течение года были проведены:
-  107 индивидуальных консультаций для родителей, основной темой которых является: «психологическая готовность к школе»; «признаки психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации при переходе во 2-ю младшую группу, и пути их преодоления»; «подготовка детей к школе»; «индивидуальные особенности детей».
- Реализован проект «Неделя психологии».

Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.
Проведено:
- Тренинг для педагогов ДОО «Знакомьтесь – Конфликт»;
- Семинар с элементами тренинга для педагогов ДОО «Развитие личности ребенка в свете гендерного воспитания»;
- Тренинг для сотрудников ДОО «Профилактика эмоционального выгорания»;
- Тренинг педагогов «Анимационные технологии как средство профилактики эмоционального выгорания».

С родителями воспитанников посещающих дошкольную образовательную организацию проводятся консультации, детско-родительские тренинги. Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Проведено:
- участие в подготовке и проведении  общих родительских собраний в начале года  о деятельности педагога-психолога в ДОО;
- Детско-родительский тренинг «Шаг навстречу» - 3 тренинговые группы;
- Вечер развлечение «День матери» 6 группа;
- Детско-родительский тренинг «Моя семья» - 3 тренинговые группы;
- Детско-родительский тренинг «Учимся понимать друг друга» - 3 тренинговые группы;
- Детско-родительский тренинг «Ты меня понимаешь?» - 1 тренинговая группа.
-  оформлены рекомендации «Странички психолога» для родительских уголков;
- ведется сайт ДОО и авторский блог, на которых размещена информация о деятельности педагога-психолога, информация систематически обновляется 2-3 раза в неделю.
В течение года проводился сбор диагностических данных для оформления психолого-педагогического заключения на детей, представляемых на ПМПк. Оформлено - 31 протокол.  Участие в составе ПМПк.

Диссеминация педагогического опыта:
·        - Проведение семинара практикума - Использование интерактивных
технологий в работе педагога-психолога ДОО «Мировое кафе» (Word Kafe) - Методическое объединение педагогов-психологов «Современные психотехнологии в практике работы педагога-психолога»;
·       -  Региональный банк данных педагогического опыта тема:
«Эффективные методы работы с семьями воспитанников»;
·      -   Оформление к публикации опыта работы педагогического коллектива
сборник статей  "ФГОС ДО: поиск, творчество, находки";
·      -    Мастер-класс «Мульттерапия как средство социализации детей
дошкольного возраста» - методическое объединение педагогов-психологов «Современные психотехнологии в практике работы педагога-психолога»;
·      -   Выступление с докладом «Блог педагога-психолога – современная
педагогическая технология в образовательном пространстве»  на VII Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы» г. Санкт-Петербург;
·       -  Проведение мастер-класса «Анимационные технологии в
образовательном процессе ДОО» - семинар-практикум «Современные образовательные технологии в педагогическом процессе ДОО» (в рамках XIII педагогического марафона);
- Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Новые образовательные технологии: опыт, проблемы, перспективы" - доклад: "Блог педагога-психолога как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в ДОО". 
·       - Проведение мастер-класса для педагогов-блогеров г. Краснодара
«Анимационные технологии в образовании».
        
Посещение городских мероприятий организованных методическим дошкольным центром.
         -  «Взаимодействие взрослых участников образовательных отношений

при формировании эмоционально-волевой сферы дошкольников» (в рамках XIII педагогического марафона);

·       -  МО педагого-психологов «Позитивная психотерапия»;

·        - Супервизия. Консультация для  педагого-психологов;

·      -   «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей как
актуальная проблема современного общества». Городская научно-практическая конференция;
·     -    Методическое объединение педагогов-психологов «Современные
психотехнологии в практике работы педагога-психолога»;
·        - Семинар-практикум «Современные образовательные технологии в
педагогическом процессе ДОО» (в рамках XIII педагогического марафона).

Самообразование:
·        - Всероссийский вебинар «Гендерный подходв воспитании: мальчики и девочки». Журнал «Обруч»;
·       -  Вебинар «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе. Пути реализации ФГОС ДО». Журнал «Обруч»;
·        - Вебинар «Воспитательный потенциал семьи и детского сада: технологии познания друг друга»;
·       -  Вебинар «Эффективные методы взаимодействия семьи и ДОУ»
-   - Обучение в Школе Мульттерапия;
-   - Обучение технологии "Мозартика";
·      -   Проект «Невиртуальная реальность» встречи педагогов-блогеров. Обмен опытом, изучение новый техник. 

Участие в конкурсах:
·       -  II место Муниципальный конкурс «Лучший блогер 2015»
·        - Участник Всероссийского конкурса «Педагогический коллаж» 2015
·        II место  V Всероссийском конкурсе сайтов (блогов) «Открытый
мир».
·       -  Лауреат муниципального этапа ежегодного Всероссийского конкурса
профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015г.
·      -   II место в Всероссийском конкурсе сайтов «Я люблю свою работу»

Экспертная работа:
·        Работа в качестве жюри на муниципальном конкурсе «Воспитатель
года 2015».В составе жюри, согласно приказу Департамента ОУ г. Краснодара

Публикации

  • ·        Международная публикация. Сборник статей "Блог педагога:
    совершенствование профессионализма в условиях реализации ФГОС", статья "Путешествия в страну "Рефлексия" или мир безграничной радости: о чём пишет педагог-психолог".
    ·        Электронный журнал департамента образования «Новая школа» г.
    Краснодара "Использование интерактивной техники "Мировое кафе" в работе дошкольной образовательной организации".
    ·        Международная публикация. Сборник статей "ФГОС ДО: поиск, творчество, находки".
    ·        Журнал Няня.РФ. Статья «Использование интерактивного пособия
              Лэпбук для развития эмоционального интеллекта»
    ·        Сборник материалов VII Всероссийской конференции с
    международным участием «Информационные технологии для новой школы» «Блог педагога-психолога – современная педагогическая технология в образовательном пространстве»
    ·        Газета «Панорама образования» статья «Проект «Неделя психологии в
    дошкольной образовательной организации».


             

 Основным недостатком в работе  педагога-психолога за 2015-2016 уч. год является отсутствие интерактивного оборудование в кабинете педагога-психолога.

Рекомендации
В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Рекомендую педагогам использовать игровую деятельность, как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Использовать рекомендуемые игры и упражнения. Внедрить в практику ежегодное проведение проекта «Неделя психологии».

         В рамках инновационного проекта каждый педагогический коллектив ДОО разрабатывает карты сопровождения развития ребенка, которые хранятся на доступном сетевом сервере. Именно этот документ позволит оптимизировать процесс взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОО.
Работа по заполнению карт начинается с момента реализации образовательной программы с учетом заключения ПМПК. Вся проводимая работа должна быть отражена в индивидуальных картах, что позволит вовремя определить «зоны внимания» и «точки роста» у ребенка.
Совместное заполнение таких карт позволяет преодолеть несогласованность в работе специалистов ДОО и педагогов. Работа с детьми, попадающими в «зону внимания», станет более эффективной, так как взаимодействие специалистов, благодаря совместному заполнению карты, приобретет скоординированный характер, работа с «проблемными» детьми перестанет строиться по принципу конвейера, что позволит осуществлять комплексное воздействие на все стороны личности ребенка.
Таким образом, внедрение в практику работы карт комплексного сопровождения развития ребенка, позволит интегрировать и скоординировать деятельность специалистов ДОО в рамках единого пространства развития ребенка. Систематическое заполнение Карты и анализ данных необходимых для целенаправленной комплексной коррекционно - развивающей помощи ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии позволит грамотно определять траекторию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, что соответствует современным критериям гуманного образования.

Выводы: В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение осведомленности родителей и педагогов в вопросах психического развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах воспитания детей, достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей

Задачи на следующий год:
Качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, (развитие интегративных качеств дошкольника) проведение мониторинга детского развития на основе оценки развития интегративных качеств с целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при необходимости определения индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности; дальнейшая психопрофилактическая и психопросветительская работа с педагогами и родителями.
 

20 комментариев:

  1. Вика, потрясающие результаты за год! Очень много реализовано! Интересно читать такие отчеты коллег. Спасибо, что поделилась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, блог - удобная форма :) для составления отчетности :)
      Открыл и пиши, пиши... А еще мне в этом году помогла структурированная форма ведения журнала, которой поделилась Катя Белова. У меня до этого было как-то мудрёней.

      Удалить
  2. Замечательные результаты, Виктория Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталья, за Ваше внимание! Вы постоянный читатель моих постов :)

      Удалить
  3. Виктория Александровна, какой образцовый и содержательный отчет! Буду показывать своим педагогам в качестве образца для профессионального роста! Желаю Вам дальнейших успехов в профессиональной деятельности и новых наград за Ваш труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, я когда читала отчет думала о том же, показать своим педагогам. Спасибо, Виктория Александровна. Работу Вы провели ого-го. Очень похвально и примерно.

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, Тамара Степановна, здравствуйте!
      Вроде бы работаю и особенного ничего сверхъестественного не делаю :)
      Наверное всё дело в том, что я работаю в хорошем коллективе и у меня хорошие учителя :)

      Удалить
  4. Виктория Александровна, очень плодотворно поработали!Сколько всего сделано: и тренинги, и встречи, и поездки, и новые технологии и всего..... Каждая Ваша работа актуальна,вызывает интерес, так как в каждой из них есть креативный подход,своя изюминка.Мне нравится Ваш неординарный стиль работы!Побольше в образовании таких НОВЫХ ПЕДАГОГОВ!Умничка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Бахткалеевна, кое что осталось не реализованным, так что есть планы и может быть на следующий учебный год их удастся реализовать.
      Спасибо!

      Удалить
  5. Здравствуйте,Виктория Александровна!
    Внимательно прочитала Ваш аналитический отчёт. Впечатляют результаты и подробность изложения!Очень понравились выводы!
    Искренне желаю, чтобы намеченные задачи виртуозно воплотились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Спасибо за Ваш интерес к работе педагога-психолога ДОО. Искренне надеюсь, что всё удастся воплотить в жизнь и использовать в работе.

      Удалить
  6. Ого-го, отчет... Да, работа Вами, Виктория Александровна, проделана большая и результативная.
    Благодаря, думаю, коллегам-единомышленникам она спорится, идет вперед, развивается. Когда так, то и есть настроение и желание работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Виталтевна, здравствуйте! Мне нравится моя работа :) и ч стараюсь ее делать хорошо. Все зависит от человека. Если он инертен, то даже хороший коллектив способный к творческим поискам :( его не втянет в круговорот.

      Удалить
  7. Здорово!
    Я тоже взяла на заметку журнал Кати Беловой, отчёт ещё не составляла, поэтому спасибо огромное за материал!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так мы и находим для себя удобные формы отчетности.
      Галина Валерьевна, у нас в детском саду все сдают отчеты перед итоговым педсоветов, на основании этих отчетов и пишутся справки о реализации годового плана. А итоговый педсовет - конец мая.

      Удалить
  8. Здравствуй, Вика!!! За этим отчетом стоит твоя огромная работа, подготовка, бессонные ночи! Ведь педагоги - это не профессия, это образ жизни, этой работой надо жить!!!А Вы, Виктория Александровна, не только живете, а дышите своим делом, любите его, поэтому и результат на лицо!!!С окончанием учебного года,Вика, правда летом тоже будем трудиться, но все же полегче!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Люда!
      Я делаю то дело, что люблю :)
      И люблю то, что я делаю. Спасибо за твоё внимание к блогу и моей работе.
      Благодаря Вам, мои читатели!!! блог живёт и развивается.

      Удалить
  9. Виктория Александровна, добрый вечер. Я просто "снимаю шляпу"!!! Пусть все, что Вами задумано, имеет в рамках реализации поставленных задач, всегда имеет логическое завершение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Спасибо большое :) за пожелание, буду стараться, чтобы всё реализовать :)

      Удалить
  10. Огромный труд!!! многие мои коллеги не любят все эти отчёты - бумажная волокита, мол. А мне нравится... Я люблю чёткость во всём все эти "бумажные дела" для мня лично - это рефлексия и самоанализ своей работы. Когда я работала в частном саду нашего города, у нас было введено - анализ рабочего дня (ежедневный отчёт проделанной работы) по пунктам: поставленные задачи, реализованные цели, что не удалось реализовать и почему. Писался такой отчёт в произвольной форме и отсылался в конце рабочего дня электронной почтой директору. Очень эффективный момент в работе - в моём случае это стимулирует: вижу, как ладится моя работа, вижу, где упускаю, хочется большего)

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]