понедельник, 11 января 2016 г.

Воспоминания - мои, памятка - другим. Конкурс педагог-психолог.

Здравствуйте,  читатели и гости блога!

Пост о днях минувших, но не утратившим актуальность сегодня (надеюсь, что это так).
Для многих педагогов-психологов  нашего города  начинается активная подготовка к муниципальному этапу краевого конкурса  «Педагог-психолог Кубани - 2016». Цель этого поста – помочь коллегам окунуться в атмосферу конкурса, рассказать о его этапах и о том, что конкурс это не только испытание.


В конце февраля начнется профессиональный конкурс для педагогов-психологов. Проводит и организует конкурс: Департамент образования муниципального образования город Краснодар и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования "Детство" муниципального образования город Краснодар. Я принимала участие в этом конкурсе в 2013г. Сама цель проведения конкурса не изменилась. Изменилась очередность этапов. К сожалению, положение о конкурсе я не нашла на сайте Департамента образования.
В Положении о конкурсе 4 тура. 
Всё начинается с заочного тура.
      Педагоги-психологи, решившие принять участие, начинают заниматься подготовкой документов. Представляют «Портфолио педагога-психолога». Нужно подготовить технологию работы по определенным критериям; конспект мероприятия, которое будет демонстрировать педагог; заявление; резюме; список публикаций.
Жаль… что не нужно представлять интернет-ресурс, а то некоторые ;) если бы участвовали ;) очень хорошие баллы набрали бы. Может быть, внесут такой пункт в Положение,  а может - нет. Ведь блогов педагогов-психологов не очень много.
       С этими документами будут знакомиться члены жюри и оценивать по определенным критериям - вклад конкурсанта в развитие психологической службы образования МО город Краснодар. Последние два года все педагоги, которые подали документы, проходят в очный тур. Возможность лично представить  свой опыт работы.
      Первый тур «Визитная карточка «Я − педагог-психолог образовательного учреждения». В тот год, когда я участвовала в конкурсе, были достаточно жесткие условия – без использования каких-либо технических и мультимедийных технологий.
У меня были помощники – кукла Верочка и цветы, которые мы с детьми заранее подготовили.
.
 
 

Моя «Визитная карточка» :
Когда, относительно не так давно, с неба упала звезда,
На свете появилась – я.
Я росла послушной девочкой – дочкой, ученицей.
Мне ничего не нужно было повторять дважды.
Я всегда старалась со всеми трудностями  бороться и справляться
И меня очень ценили за это
Если у друзей появлялась неразрешенная ситуация
я всегда могла выслушать и помочь  советом
Так медленно, но верно,
Я пришла к профессии психолог
помимо учебы я занималась творческой деятельностью,
А точнее училась в художественной школе, вышивала крестиком,
Занималась балетом.
Студенческая жизнь пролетела не заметно.
Наступило время ГОСов и диплома,
Было множество попыток отвлечь меня, занять чем-то другим.
Но, я держалась стойко.
И вот он долгожданный диплом!
Свершилось, наступает взрослая жизнь!
Когда-то я спешила на урок, на лекции - 
Теперь же я степенно шла на работу.
Шла и думала, что теперь облегчается груз трудностей,
Потому что я все знаю и умею.
Но оказалась быть психологом не так-то просто.
Начались трудовые будни.
И вот мой первый воспитанник –
Очень милая девочка, которая никак
Не могла найти себе друзей в детском саду.
Я проявила все свои знания и способности,
Чтобы понять и успокоить девочку.
И что же я вижу…
Девочка нашла себе друзей,
На лице родителей благодарная улыбка.
Удивительные родители, подумала я.
Наверное, они никогда не видели психолога.
Этим родителям так понравилось ходить и играть,
Что они привели других родителей и их детей.
Они, наверное, решили, что в саду появилась волшебница.
Которая не оставит никого равнодушными.
Я знакомлю ребят с волшебной страной чувств и эмоций.
Они лучше узнают себя, свои сильные стороны,
Учатся преодолевать неуверенность, страх,
повышенное волнение в различных ситуациях.
Им настолько понравилось заниматься в тренинговых группах,
Что они хотели остаться дольше.
И встречаться как можно чаще.
И тут я поняла:
Что работа психолога – это сплошное творчество!
Потому что когда ты работаешь с ребенком,
Он похож на не распустившийся цветок.
Стоит добавить немного тепла, любви, ласки, внимания,
Чтобы он окреп, поверил в себя.
Но чтобы он до конца расцвел - на радость всем,
Необходима наша совместная работа с родителями и педагогами.
«Один в поле не воин» - гласит народная мудрость.
Психолог один не может охватить и решить все задачи и проблемы,
нам обязательно нужны помощники и союзники – педагоги и родители.
И когда это происходит…
Ты понимаешь, что твои усилия не пропали даром.
Значит в детском саду я на своем месте.
 
Коллеги представляют свои "визитки"
Сейчас участники могут представлять презентацию своей работы. Мне кажется, что так намного проще. Задача жюри оценить  профессиональную и коммуникативную компетентность участников конкурса. Так как участников 33, то этот тур проходит в несколько этапов.
     Второй тур - открытое занятие «Профессиональное мастерство». С 2014 г. второй и третий этапы поменяли местами.
Я представляла элементы тренинга «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми» - моя любимая тема. Время проведения мероприятия ограничено – 15 мин.
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
- сплачивать родителей;
- создавать условия для непринужденного общения;
- развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.
1. Упражнение «Знакомство».
Членам группы (роль родителей и детей играют помощники-коллеги)  предлагаются цветы разного цвета. Участники выбирают тот цветок, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке записывает свое имя в той форме, в которой ему хочется. И свои ожидания от предстоящего тренинга. Этот цветок является эмблемой участника и сохраняется до конца занятия.


2. Упражнение  «Летал мотылек»
Цель упражнения -  участники выбирают себе пару для дальнейшей работы.



3. Упражнение  «Сломанная кукла»
Упражнение с элементами метода саморегуляции.
Родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Что делать, когда уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным? Все это признаки психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы,  в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в эти моменты?



4. Коллаж  «Поделись радостью»
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Детям необходимо осознавать свою значимость. Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением. Участники группы  выполняют коллективный рисунок, где каждый может изобразить то действие или событие, которое вызывает у него чувство радости, восторга, и поделиться этим с остальными участниками.



Участники тренинга получают возможность испытать на себе способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается в затруднительном для него положении.
6. Упражнение, направленное на визуализацию «Погружение в детство».
7. Рефлексия.
Обязательно! После проведенного мероприятия самоанализ. И если что-то не удалось или не уложились во временные рамки – стоит озвучить.

 

   

После этого этапа определяется 10 финалистов, которые будут дальше демонстрировать свое профессиональное мастерство. На этом этапе все конкурсантки достаточно сдружились, и совершенно не чувствуется соперничества.  Все предыдущие туры проводились в  центре диагностики и консультирования «Детство».
     По результатам первого и второго тура у меня были самые высокие баллы. Хотя я очень сильно сомневалась в визитной карточке. Оказалось, что мои волнения были напрасны.
      Конкурсанткам нужно пройти ещё два  испытания. Следующий третий тур. Все полученные баллы обнуляются, всё начинается сначала. Все в равных условиях и все получают свои заслуженные баллы.
Далее конкурс  проводился в актовом зале школы № 72. 


Кейс-задание «Консультирование» - оценка уровня профессиональной компетентности педагога-психолога в консультировании. Тут ты совершенно не знаешь, что тебя ожидает. Будет ли консультируемый готов к консультации, насколько он готов начать работу с педагогом-психологом.  (роль консультируемого играет специалист центра «Детства») И не для всех участников это достаточно легкое испытание. Да еще и на глазах большой аудитории. 


Хочется посоветовать будущим конкурсанткам - сосредоточиться и внимательно выслушать того, кто бы это ни был, а ведь это может быть и хорошо знакомый Вам специалист, с чем он к Вам пришел. Понять запрос и соблюдать все этические принципы в психологическом консультировании.  


То, что консультирование и мастер-класс поменяли местами очень удобно. Консультировать клиента на сцене, да ещё при большой аудитории - сложно, а еще сложнее соблюдать принцип конфиденциальности. ;)
Последний четвертый конкурс «Блиц-турнир», в нем принимают участие финалисты – 5 педагогов. Участкам конкурса нужно ответить на актуальные вопросы, касающиеся образования и психологии.

 


Лучшего педагога-психолога определяет авторитетное жюри. В этом конкурсе у меня было призовое 2 место. Среди 33 педагогов-психологов города, которые представляли различные образовательные учреждения города.
Победителем конкурса «Педагог-психолог Краснодара - 2013» стала Гарипова Гузалия Гаптрауфовна – педагог - психолог СОШ № 57, которая сейчас мой хороший друг и коллега.  И в 2014 г. мы вместе были членами жюри муниципального этапа краевого конкурса  «Педагог-психолог Кубани - 2014»
Этот конкурс подарил мне опыт, новых друзей, знакомство с коллегами и массу впечатлений.
 
 



Может быть... этот пост помог будущим участникам конкурса «Педагог-психолог Кубани». 



31 комментарий:

  1. Добрый вечер, Виктория! Это бесценный опыт! Я думаю, что девочкам, которые будут принимать участие в этом конкурсе, этот пост будет хорошей подсказкой и подспорьем в подготовке))))Ты просто молодчина, такая убедительная визитная карточка, полная любви к своей профессии и целеустремленности!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, добрый вечер!
      Когда не знаешь, к чему готовиться и что тебя ждет :( очень трудно подготовиться. Ведь те консультации, которые проводились перед конкурсом :( не дают полной картины.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    С огромным удовольствием познакомилась с Вашим опытом!Думаю, что это актуально и интересно учителям (мне уж точно!!!)
    Только у меня не читаема визитка- буквы сливаются, находят друг на друга.
    Спасибо Вам огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Оказывается опыт работы интересен не только педагогом-психологам :)
      Спасибо за Ваш интерес.
      А не читался текст, наверное потому, что я в этот момент корректировала шрифт. Почему-то после публикации он был очень мелкий :(

      Удалить
    2. Виктория Александровна, сейчас всё отлично видно! Потрясающая визитка!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна. Очень поучительный пост для психологов, участников конкурса. Действительно, когда познакомишься с "печкой", откуда плясать, то легче ориентироваться тогда в заданиях. Да и Ваш рассказ, как педагога участника, который в живую все прошел и делится опытом, вселит уверенность конкурсантам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, здравствуйте! Я буду только рада, если мой опыт пригодится коллегам.

      Удалить
  4. Добрый вечер, Виктория Александровна! Спасибо за то, что поделились своим опытом. Верю, что многим он пригодится. Ой, а я конкурсов боюсь сильно. С какой бы подготовкой ни шла, все равно в голове вакуум и страаашноооо....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, я тоже боюсь :) стараюсь бороться со своим страхом. И с заниженной самооценкой.

      Удалить
    2. Надежда Александровна, страаашноооо, но опять пошли! )))))

      Удалить
    3. Лилия Павловна, пока только заочный этап. Еще не факт, что я пройду в очный тур. :) Так что пока переживать и волноваться рано. :)

      Удалить
    4. Вот уж не думала, Виктория Александровна, что и у вас самооценка заниженная. :) Думала, что психологи - что-то сродни волшебникам - ррраз, и все внутреннее состояние в полной психологической норме! ;)

      Удалить
    5. Надежда Александровна, я только учусь стать волшебником :))

      Удалить
  5. Виктория Александровна, здравствуйте. Ваш материал - это находка для педагогов-психологов. Ваш опыт участника профессионального конкурса так необходим всем при подготовке будущим конкурсантам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я готовилась к конкурсу :( мне было очень сложно. Ведь на самом деле материала очень мало. Анна Борисовна, хорошо :) если эта информация будет нужна коллегам.

      Удалить
    2. Виктория Александровна,большое Вам спасибо за информацию о конкурсе. Скоро все начнется. Хочется, чтобы все было хорошо и поменьше волноваться. Спасибо Вам за поддержку!

      Удалить
    3. Жанетта, здравствуйте!
      Уверена, что Вы найдете в себе скрытые ресурсы и представите своё мастерство на высоком уровне.

      Удалить
  6. Вика, спасибо за опыт!!!!Буду ещё раз перечитывать материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, ты всегда можешь вернуться :) в удобное для тебя время.

      Удалить
  7. Вика, спасибо тебе за этот пост! Воспоминания нахлынули! Я тогда вошла в 10, на консультации провалилась. Уверена, что твои рекомендации, рассуждения помогут участницам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, здравствуй! Я хорошо помню, как мы с тобой участвовали в этом конкурсе.
      Тебе нужно принимать участие в этом году, у тебя хороший багаж опыта, тебе есть :) чем поделиться с коллегами.

      Удалить
  8. Вика, прекрасный опыт! И чудесное выступление!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    И пусть прошло время, но такой опыт будет очень полезен именно вдумчивому участнику! А нам, читателям, просто интересно увидеть Вас-красавицу в конкурсной обстановке! А я жалею, что когда участвовала в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2010", у меня блога на было... Только "визитка" в блоге опубликована...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте! А я сожалею, что имея блог - ничего в нём не писала. Но наверное, всё так и должно было быть. И я рада, что мой блог изменился. Изменилось моё отношение к нему. У меня есть друзья, у меня есть читатели. И БЛОГООБЩЕНИЕ, БЛОГОВЕДЕНИЕ меня очень радует!

      Удалить
  10. Вика, увидела заголовок поста и бросилась вчитываться. :) Очень интересно! Своих сил я не знаю... увы.. А хотелось бы. :) Однако у нас отдельно для психологов ничего нет - только в общей канве с учителями, воспитателями и другими специалистами. Пожалуй, только в последние несколько лет разделили школы и детские сады. Когда работала, то каждый год получала настоятельное приглашение даже от нашего Комитета по образованию (что, конечно, очень приятно :) ), однако, это, безусловно, не оценка профессионализма педагога - психолога, а, в целом, педагога - дошкольника. И этот момент меня всегда останавливает. Мы даже как - то собрались в методическом просто обсудить, как и что, и всё равно сошлись на факте, что готовиться необходимо не в узком ключе... И я вот так до сих пор и не решилась... Да и психологов у нас что - то около 17 - 19, где 10 - это кочующие места... Вот близко к Москве, но сказывается, что провинция. :) Но это я так, поделилась. :)) Твой же опыт действительно бесценен! Только впитывать и учиться. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Катя!
      Я однажды наблюдала педагога-психолога в конкурсе для воспитателей.
      И она мне объяснила свое участие в конкурсу тем, что ей страшно участвовать среди специалистов, а среди воспитателей спокойней.
      Самый лучший вариант, когда решишь участвовать в конкурсе (на будущий год), то лучше просмотреть все этапы конкурса своими глазами (в этом году), чтобы прочувствовать всю атмосферу. У нас конкурс открытый и можно посещать все этапы.

      Удалить
  11. Виктория Александровна, добрый вечер! Очень полезный материал Вы разместили - тем психологам, кто ни разу не участвовал в конкурсе - особенно, чаще всего теряешься в незнакомой ситуации. У нас пока молодой психолог, но на будущее пригодится, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, добрый вечер!
      Буду рада :), если Вы воспользуетесь советами и рекомендациями.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо, что делитесь опытом, своими переживаниями, воспоминаниями. Это всегда направляем на дальнейшую работу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, здравствуйте!
      Я когда писала пост, все мои переживания и волнения были настолько отчетливы в памяти. Уже прошло время и наработан другой материал, сейчас бы я многое сделала иначе. Но, время уже прошло.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]