Для
многих педагогов-психологов нашего
города начинается активная подготовка к
муниципальному этапу краевого конкурса
«Педагог-психолог Кубани - 2016». Цель этого поста – помочь коллегам
окунуться в атмосферу конкурса, рассказать о его этапах и о том, что конкурс
это не только испытание.
В
конце февраля начнется профессиональный конкурс для педагогов-психологов.
Проводит и организует конкурс: Департамент
образования муниципального образования город Краснодар и Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи, "Центр диагностики и консультирования
"Детство" муниципального образования город Краснодар. Я принимала
участие в этом конкурсе в 2013г. Сама цель проведения конкурса не изменилась.
Изменилась очередность этапов. К сожалению, положение о конкурсе я не нашла на
сайте Департамента образования.
В
Положении о конкурсе 4 тура.
Всё
начинается с заочного тура.
Педагоги-психологи, решившие принять участие, начинают заниматься подготовкой
документов. Представляют «Портфолио педагога-психолога». Нужно подготовить
технологию работы по определенным критериям; конспект мероприятия, которое
будет демонстрировать педагог; заявление; резюме; список публикаций.
Жаль…
что не нужно представлять интернет-ресурс, а то некоторые ;) если бы
участвовали ;) очень хорошие баллы набрали бы. Может быть, внесут такой пункт в
Положение, а может - нет. Ведь блогов педагогов-психологов не очень
много.
С этими документами будут знакомиться члены жюри и оценивать по определенным
критериям - вклад конкурсанта в развитие психологической службы образования МО
город Краснодар. Последние два года все педагоги, которые подали документы,
проходят в очный тур. Возможность лично представить свой опыт работы.
Первый тур «Визитная карточка «Я − педагог-психолог образовательного
учреждения». В тот год, когда я участвовала в конкурсе, были достаточно
жесткие условия – без использования каких-либо технических и мультимедийных
технологий.
У меня
были помощники – кукла Верочка и цветы, которые мы с детьми заранее
подготовили.
.
Моя
«Визитная карточка» :
Когда,
относительно не так давно, с неба упала звезда,
На
свете появилась – я.
Я
росла послушной девочкой – дочкой, ученицей.
Мне
ничего не нужно было повторять дважды.
Я
всегда старалась со всеми трудностями бороться и справляться
И
меня очень ценили за это
Если
у друзей появлялась неразрешенная ситуация
я
всегда могла выслушать и помочь советом
Так
медленно, но верно,
Я
пришла к профессии психолог
помимо
учебы я занималась творческой деятельностью,
А
точнее училась в художественной школе, вышивала крестиком,
Занималась
балетом.
Студенческая
жизнь пролетела не заметно.
Наступило
время ГОСов и диплома,
Было
множество попыток отвлечь меня, занять чем-то другим.
Но,
я держалась стойко.
И вот
он долгожданный диплом!
Свершилось,
наступает взрослая жизнь!
Когда-то
я спешила на урок, на лекции -
Теперь
же я степенно шла на работу.
Шла
и думала, что теперь облегчается груз трудностей,
Потому
что я все знаю и умею.
Но
оказалась быть психологом не так-то просто.
Начались
трудовые будни.
И
вот мой первый воспитанник –
Очень
милая девочка, которая никак
Не
могла найти себе друзей в детском саду.
Я
проявила все свои знания и способности,
Чтобы
понять и успокоить девочку.
И
что же я вижу…
Девочка
нашла себе друзей,
На
лице родителей благодарная улыбка.
Удивительные
родители, подумала я.
Наверное,
они никогда не видели психолога.
Этим
родителям так понравилось ходить и играть,
Что
они привели других родителей и их детей.
Они,
наверное, решили, что в саду появилась волшебница.
Которая
не оставит никого равнодушными.
Я
знакомлю ребят с волшебной страной чувств и эмоций.
Они
лучше узнают себя, свои сильные стороны,
Учатся
преодолевать неуверенность, страх,
повышенное
волнение в различных ситуациях.
Им
настолько понравилось заниматься в тренинговых группах,
Что
они хотели остаться дольше.
И
встречаться как можно чаще.
И
тут я поняла:
Что
работа психолога – это сплошное творчество!
Потому
что когда ты работаешь с ребенком,
Он
похож на не распустившийся цветок.
Стоит
добавить немного тепла, любви, ласки, внимания,
Чтобы
он окреп, поверил в себя.
Но
чтобы он до конца расцвел - на радость всем,
Необходима
наша совместная работа с родителями и педагогами.
«Один
в поле не воин» - гласит народная мудрость.
Психолог
один не может охватить и решить все задачи и проблемы,
нам
обязательно нужны помощники и союзники – педагоги и родители.
И
когда это происходит…
Ты
понимаешь, что твои усилия не пропали даром.
Значит
в детском саду я на своем месте.
![]() |
Коллеги представляют свои "визитки" |
Сейчас участники могут представлять презентацию своей
работы. Мне кажется, что так намного проще. Задача жюри оценить
профессиональную и коммуникативную компетентность участников конкурса. Так
как участников 33, то этот тур проходит в несколько этапов.
Второй тур - открытое занятие «Профессиональное мастерство». С 2014 г.
второй и третий этапы поменяли местами.
Я
представляла элементы тренинга «Тренинг эффективного взаимодействия родителей
с детьми» - моя любимая тема. Время проведения мероприятия ограничено – 15
мин.
Целью данного тренинга является формирование навыков
сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений
в семье.
-
сплачивать родителей;
-
создавать условия для непринужденного общения;
-
развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу
эмоциональной близости и доброжелательности.
1. Упражнение
«Знакомство».
Членам
группы (роль
родителей и детей играют помощники-коллеги) предлагаются цветы
разного цвета. Участники выбирают тот цветок, который им больше понравился,
больше соответствует их настроению. На лепестке записывает свое имя в той
форме, в которой ему хочется. И свои ожидания от предстоящего тренинга. Этот
цветок является эмблемой участника и сохраняется до конца занятия.
2. Упражнение
«Летал мотылек»
Цель
упражнения - участники выбирают себе пару для дальнейшей работы.
3. Упражнение
«Сломанная кукла»
Упражнение
с элементами метода саморегуляции.
Родителей
тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Что делать, когда
уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным?
Все это признаки психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской
проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в эти
моменты?
4. Коллаж
«Поделись радостью»
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих
людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Детям необходимо
осознавать свою значимость. Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе
своим поведением. Участники группы выполняют коллективный рисунок, где
каждый может изобразить то действие или событие, которое вызывает у него
чувство радости, восторга, и поделиться этим с остальными участниками.
Участники
тренинга получают возможность испытать на себе способ реагирования, при котором
самоуважение партнера не снижается в затруднительном для него положении.
6.
Упражнение, направленное на
визуализацию «Погружение в детство».
7.
Рефлексия.
Обязательно!
После проведенного мероприятия самоанализ. И если что-то не удалось или не
уложились во временные рамки – стоит озвучить.
После этого этапа определяется 10 финалистов, которые
будут дальше демонстрировать свое профессиональное мастерство. На этом этапе
все конкурсантки достаточно сдружились, и совершенно не чувствуется
соперничества. Все предыдущие туры проводились в центре диагностики
и консультирования «Детство».
По результатам первого и второго тура у меня были самые высокие баллы. Хотя я
очень сильно сомневалась в визитной карточке. Оказалось, что мои волнения были
напрасны.
Конкурсанткам нужно пройти ещё два испытания. Следующий третий тур. Все
полученные баллы обнуляются, всё начинается сначала. Все в равных условиях и
все получают свои заслуженные баллы.
Далее
конкурс проводился в актовом зале школы № 72.
Кейс-задание «Консультирование» - оценка уровня
профессиональной компетентности педагога-психолога в консультировании. Тут ты
совершенно не знаешь, что тебя ожидает. Будет ли консультируемый готов к
консультации, насколько он готов начать работу с педагогом-психологом.
(роль консультируемого играет специалист центра «Детства») И не для всех
участников это достаточно легкое испытание. Да еще и на глазах большой
аудитории.
Хочется посоветовать будущим конкурсанткам - сосредоточиться и внимательно выслушать того, кто бы это ни был, а ведь это может быть и хорошо знакомый Вам специалист, с чем он к Вам пришел. Понять запрос и соблюдать все этические принципы в психологическом консультировании.
То,
что консультирование и мастер-класс поменяли местами очень удобно.
Консультировать клиента на сцене, да ещё при большой аудитории - сложно, а еще
сложнее соблюдать принцип конфиденциальности. ;)
Последний
четвертый конкурс «Блиц-турнир», в нем принимают участие финалисты – 5
педагогов. Участкам конкурса нужно ответить на актуальные вопросы, касающиеся
образования и психологии.
Лучшего педагога-психолога определяет авторитетное
жюри. В этом конкурсе у меня было призовое 2 место. Среди 33 педагогов-психологов
города, которые представляли различные образовательные учреждения города.
Победителем конкурса «Педагог-психолог Краснодара -
2013» стала Гарипова Гузалия Гаптрауфовна – педагог - психолог СОШ № 57,
которая сейчас мой хороший друг и коллега. И в 2014 г. мы вместе были
членами жюри муниципального этапа краевого конкурса «Педагог-психолог
Кубани - 2014»
Этот конкурс подарил мне опыт, новых друзей,
знакомство с коллегами и массу впечатлений.
Добрый вечер, Виктория! Это бесценный опыт! Я думаю, что девочкам, которые будут принимать участие в этом конкурсе, этот пост будет хорошей подсказкой и подспорьем в подготовке))))Ты просто молодчина, такая убедительная визитная карточка, полная любви к своей профессии и целеустремленности!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, добрый вечер!
УдалитьКогда не знаешь, к чему готовиться и что тебя ждет :( очень трудно подготовиться. Ведь те консультации, которые проводились перед конкурсом :( не дают полной картины.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьС огромным удовольствием познакомилась с Вашим опытом!Думаю, что это актуально и интересно учителям (мне уж точно!!!)
Только у меня не читаема визитка- буквы сливаются, находят друг на друга.
Спасибо Вам огромное!
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьОказывается опыт работы интересен не только педагогом-психологам :)
Спасибо за Ваш интерес.
А не читался текст, наверное потому, что я в этот момент корректировала шрифт. Почему-то после публикации он был очень мелкий :(
Виктория Александровна, сейчас всё отлично видно! Потрясающая визитка!
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна. Очень поучительный пост для психологов, участников конкурса. Действительно, когда познакомишься с "печкой", откуда плясать, то легче ориентироваться тогда в заданиях. Да и Ваш рассказ, как педагога участника, который в живую все прошел и делится опытом, вселит уверенность конкурсантам.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, здравствуйте! Я буду только рада, если мой опыт пригодится коллегам.
УдалитьДобрый вечер, Виктория Александровна! Спасибо за то, что поделились своим опытом. Верю, что многим он пригодится. Ой, а я конкурсов боюсь сильно. С какой бы подготовкой ни шла, все равно в голове вакуум и страаашноооо....
ОтветитьУдалитьНадежда Александровна, я тоже боюсь :) стараюсь бороться со своим страхом. И с заниженной самооценкой.
УдалитьНадежда Александровна, страаашноооо, но опять пошли! )))))
УдалитьЛилия Павловна, пока только заочный этап. Еще не факт, что я пройду в очный тур. :) Так что пока переживать и волноваться рано. :)
УдалитьВот уж не думала, Виктория Александровна, что и у вас самооценка заниженная. :) Думала, что психологи - что-то сродни волшебникам - ррраз, и все внутреннее состояние в полной психологической норме! ;)
УдалитьНадежда Александровна, я только учусь стать волшебником :))
УдалитьВиктория Александровна, здравствуйте. Ваш материал - это находка для педагогов-психологов. Ваш опыт участника профессионального конкурса так необходим всем при подготовке будущим конкурсантам.
ОтветитьУдалитьКогда я готовилась к конкурсу :( мне было очень сложно. Ведь на самом деле материала очень мало. Анна Борисовна, хорошо :) если эта информация будет нужна коллегам.
УдалитьВиктория Александровна,большое Вам спасибо за информацию о конкурсе. Скоро все начнется. Хочется, чтобы все было хорошо и поменьше волноваться. Спасибо Вам за поддержку!
УдалитьЖанетта, здравствуйте!
УдалитьУверена, что Вы найдете в себе скрытые ресурсы и представите своё мастерство на высоком уровне.
Вика, спасибо за опыт!!!!Буду ещё раз перечитывать материал.
ОтветитьУдалитьЛена, ты всегда можешь вернуться :) в удобное для тебя время.
УдалитьВика, спасибо тебе за этот пост! Воспоминания нахлынули! Я тогда вошла в 10, на консультации провалилась. Уверена, что твои рекомендации, рассуждения помогут участницам.
ОтветитьУдалитьАня, здравствуй! Я хорошо помню, как мы с тобой участвовали в этом конкурсе.
УдалитьТебе нужно принимать участие в этом году, у тебя хороший багаж опыта, тебе есть :) чем поделиться с коллегами.
Вика, прекрасный опыт! И чудесное выступление!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня.
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьИ пусть прошло время, но такой опыт будет очень полезен именно вдумчивому участнику! А нам, читателям, просто интересно увидеть Вас-красавицу в конкурсной обстановке! А я жалею, что когда участвовала в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2010", у меня блога на было... Только "визитка" в блоге опубликована...
Лилия Павловна, здравствуйте! А я сожалею, что имея блог - ничего в нём не писала. Но наверное, всё так и должно было быть. И я рада, что мой блог изменился. Изменилось моё отношение к нему. У меня есть друзья, у меня есть читатели. И БЛОГООБЩЕНИЕ, БЛОГОВЕДЕНИЕ меня очень радует!
УдалитьВика, увидела заголовок поста и бросилась вчитываться. :) Очень интересно! Своих сил я не знаю... увы.. А хотелось бы. :) Однако у нас отдельно для психологов ничего нет - только в общей канве с учителями, воспитателями и другими специалистами. Пожалуй, только в последние несколько лет разделили школы и детские сады. Когда работала, то каждый год получала настоятельное приглашение даже от нашего Комитета по образованию (что, конечно, очень приятно :) ), однако, это, безусловно, не оценка профессионализма педагога - психолога, а, в целом, педагога - дошкольника. И этот момент меня всегда останавливает. Мы даже как - то собрались в методическом просто обсудить, как и что, и всё равно сошлись на факте, что готовиться необходимо не в узком ключе... И я вот так до сих пор и не решилась... Да и психологов у нас что - то около 17 - 19, где 10 - это кочующие места... Вот близко к Москве, но сказывается, что провинция. :) Но это я так, поделилась. :)) Твой же опыт действительно бесценен! Только впитывать и учиться. :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Катя!
УдалитьЯ однажды наблюдала педагога-психолога в конкурсе для воспитателей.
И она мне объяснила свое участие в конкурсу тем, что ей страшно участвовать среди специалистов, а среди воспитателей спокойней.
Самый лучший вариант, когда решишь участвовать в конкурсе (на будущий год), то лучше просмотреть все этапы конкурса своими глазами (в этом году), чтобы прочувствовать всю атмосферу. У нас конкурс открытый и можно посещать все этапы.
Виктория Александровна, добрый вечер! Очень полезный материал Вы разместили - тем психологам, кто ни разу не участвовал в конкурсе - особенно, чаще всего теряешься в незнакомой ситуации. У нас пока молодой психолог, но на будущее пригодится, спасибо!
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, добрый вечер!
УдалитьБуду рада :), если Вы воспользуетесь советами и рекомендациями.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо, что делитесь опытом, своими переживаниями, воспоминаниями. Это всегда направляем на дальнейшую работу!
ОтветитьУдалитьАлла, здравствуйте!
УдалитьЯ когда писала пост, все мои переживания и волнения были настолько отчетливы в памяти. Уже прошло время и наработан другой материал, сейчас бы я многое сделала иначе. Но, время уже прошло.