Здравствуйте, уважаемые читатели и гости!
Большой интерес представляют для дошкольников
игры, в которых можно изменять свой облик. Продолжая знакомить детей старшего дошкольного
возраста с основными
эмоциональными состояниями, в своей деятельности использую арт-терапевтическую технику «Масок». Её можно использовать
как эффективный способ коррекции разнообразных страхов, так и диагностику эмоционального
состояния дошкольников.
Прежде чем приступить к процессу рисования,
нужно продемонстрировать (оживить в памяти) как выражаются основные
эмоциональные состояния.
Презентация
Презентация
После выполнения
упражнения, детям предлагается нарисовать свои маски так, чтобы они выражали
их настроение (их внутренний мир).
У каждого участника
занятия свой шаблон маски (нарисованный овал лица, место для глаз отмечено,
чтобы детям легче было ориентироваться).
С помощью карандашей и мелков дети раскрашивают свои маски. Вырезают по
контуру.
Обязательно каждый
ребенок рассказывает о своей маске. О том, что он изобразил. Все могут
рассмотреть маски, обменяться впечатлениями.
Для психолога
наступает важный момент – интерпретация по некоторым элементам, изображенным на рисунке,
а также по выбранной цветовой гамме.
А для меня
наступает следующий диагностический этап.
Драматическая импровизация – отражение особенностей внутреннего мира
ребенка. Важно обратить внимание на то, как работает ребенок, какую роль выбрал
и какие эмоции проявлял во время игры. В игре-драматизации ребенок лепит свой
образ, выражает свое отношение к персонажу.
С помощью арт-терапевтической техники
"Маска" можно прорабатывать различные эмоциональные состояния, в том числе и страх.
Работая в этом арт-терапевтическом направлении, происходит открытие бессознательных
процессов – эмоциональное переключение, которые определяют выбор цвета и темы
для маски.
Рефлексия.
Взрослые тоже
играют определенные роли, тоже надевают маски, снимают их и меняют на другие.
Каждый выбирает для себя роль. В течение дня может произойти вереница смены
масок. Зачем мы примеряем маски, а может, прячем свои искренние чувства, боимся
их показать? Надуманную роль мы играем или она соответствует нашему внутреннему
состоянию? Искренность всегда притягивает, а лицемерие отталкивает.
Попробуйте
проанализировать – с какими людьми, и какие маски вы используете, какие роли вы
играете. Есть ли среди них такие маски, от которых вы хотели бы избавиться? И
что мешает вам быть настоящим?
Добрый день, Виктория! Самое приятное. что все эти маски можно с радостью сбросить дома и остаться самим собой!!! Конечно, я стараюсь поменьше ими пользоваться. но иногда просто необходимо(((((
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Люда!
УдалитьЭто очень хорошо, что можешь сбросить маску, расслабиться и быть такой какая ты есть :)
Без масок никуда. :))) Считается ведь, что человек должен развивать в себе гибкость, а это выражается и в ролях с проекцией на "маски". :)
ОтветитьУдалитьЯ тоже очень люблю с детьми работу с масками. :)
Катя, здравствуй! Вот мы и развиваем гибкость, дети учатся играть различные роли и выражать свои эмоции :)
УдалитьУ меня есть цветные маски эмоций, это у детей один из любимых атрибутов :)
Да, Виктория Александровна, ну и тему Вы затронули!..
ОтветитьУдалитьДобрый вечер! Занятие мне понравилось очень. А вот что о себе сказать? У меня в последнее время все чаще возникает чувство, что я погребена под большим количеством масок и уж сама забыла - кто я и что на самом деле...
Надежда Александровна, здравствуйте!
УдалитьПопробуйте сделать эту технику со своими четвероклассниками :) Очень хотелось бы взглянуть на результат их деятельности ;)
Надежда Александровна, дорогая, свою усталость Вы скрываете за маской "Я всё могу, я все умею". Может нужно немного расслабиться и почувствовать то, что Вам хочется больше всего сделать, что поможет восстановить баланс.
Нужно попробовать, Виктория Александровна! Думаю, что и с второклассниками можно поиграть в "Маски". :)
УдалитьИ мне нравится маски делать - не так часто использую технику. Спасибо, Вика, что напомнила - как раз есть дети, которым она очень подойдет.
ОтветитьУдалитьКакие маски ношу я.... При всей своей коммуникабельности я держу дистанцию на работе - со всеми почти на "вы" в не зависимости от возраста и от того няни или воспитатель.
Маска.... Нужно ли она мне - думаю да - так мне как-то удобнее.
Здравствуй, Алёна! Рада, что напомнила о технике. Вот я посмотрела у тебя вазочку, а у меня есть цветок в следующем тренинге, теперь хочу их совместить :))
УдалитьУ всех своя маска, кто-то её изредка достаёт из шкафчика, а кто-то и вовсе не снимает.
Здравствуйте,Виктория Александровна! Интересное занятие!Беру на заметку! Мы проводим в классе день смайлика. Дети рисуют своих смайликов,вырезаем глазки и примеряем. Деткам нравится.
ОтветитьУдалитьСмайлики :) тоже хороший вариант для определения эмоционального состояния.
УдалитьВика, здравствуй! Очень давно не использовала маски. Спасибо тебе за напоминание! Надо включить в ближайшие занятия.
ОтветитьУдалитьАня, пожалуйста! Ведь вариантов использования этого приема огромное количество.
УдалитьВика, спасибо! Очень интересная техника, а еще действительно повод для раздумий и работы над собой.
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Аня. Хорошо :) когда есть повод поразмышлять.
УдалитьДобрый день. Виктория Александровна, спасибо за интересный опыт! В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ВСЯЧЕСКИХ ГАДЖЕТОВ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ МНОГО НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ВМЕСТЕ С НЕЙ И СТРАХОВ. Думаю, практикуемая вами методика "Масок"- поможет многим детям и родителям справиться с ними....
ОтветитьУдалитьНаталья Владимировна, добрый вечер!
УдалитьНе смотря на возрастные страхи, которые присущи детям дошкольного возраста, действительно, дети приобретают дополнительные.
Судя по героям, которых изображали дети, они все из виртуального мира.