Здравствуйте, читатели и гости блога!
Живя
в семье в определённых, сравнительно
устойчивых условиях, ребёнок постепенно
приспосабливается к условиям окружающей
среды. Между организмом и этой средой
устанавливаются правильные взаимоотношения,
происходит адаптация организма к
окружающим влияниям. Организм ребёнка
постепенно приспосабливается к
определённой температуре помещения, к
окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических
воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются
различные привычки: он привыкает к
режиму, способу кормления, укладывания,
у него формируются определённые
взаимоотношения с родителями, привязанность
к ним.
В
случае, если установленный в семье
порядок почему-либо изменяется, обычно
поведение ребёнка временно нарушается.
Эти нарушения уравновешенного поведения
объясняются тем, что малышу трудно
приспособиться к возникшим изменениям,
у него не могут быстро затормозиться
старые связи, а вместо них также
сформироваться новые. Недостаточно
развиты у ребёнка адаптационные
механизмы, в частности слабые тормозные
процессы и относительно мала подвижность
нервных процессов. Однако, мозг ребёнка
очень пластичен, и если эти изменения
условий жизни происходят не так часто
и не очень резко нарушают привычный
образ жизни, то у ребёнка, при
правильном воспитательном подходе
быстро восстанавливается уравновешенное
поведение и не остаётся каких-либо
отрицательных последствий, т. е. ребёнок
адаптируется к новым условиям своей
жизни. Анализ поведения детей в первые
дни пребывания в детском учреждении
показывает, что этот процесс приспособления,
т.е. адаптация к новым социальным условиям
не всегда и не у всех детей проходит
легко и быстро. У многих детей процесс
адаптации сопровождается рядом, хотя
и временных, но серьёзных нарушений
поведения и общего состояния.К таким
нарушениям относят: https://docs.google.com/open?id=0B23rXMtmj9JRYWRQN3JYYUUwT2M
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда
можно отметить и более глубокие
расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность
привыкания к новым социальным условиям,
а также характер поведения детей в
первые дни пребывания в детском
учреждении зависят от индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же
возраста ведут себя по-разному: одни в
первый день плачут, отказываются есть,
спать, на каждое предложение взрослого
отвечают бурным протестом, но уже на
другой день с интересом следят за игрой
детей, хорошо едят и спокойно ложатся
спать, другие, наоборот, в первый день
внешне спокойны, несколько заторможены,
без возражений выполняют требования
воспитателей, а на другой день с плачем
расстаются с матерью, плохо едят в
последующие дни, не принимают участия
в игре, и начинают хорошо себя чувствовать
только через 6-8 дней или даже позже. По
всем этим признакам выделяются
определённые группы, к которым принадлежит
ребёнок по характеру поведения при
поступлении в детское учреждение.
В зависимости от того, к какой адаптационной
группе принадлежит ребёнок, будет
строиться работа с ним. Очень часто
встречаются ситуации, когда ребёнка
нельзя однозначно определить в ту или
иную адаптационную группу. Т.е. модель
его поведения находится не "стыке"
двух групп, т. е. является пограничной.
Своеобразный переход из одной адаптационной
группы в другую показывает динамику
развития процесса привыкания ребёнка
к условиям детского учреждения. Далее
приведена таблица, в которой представлены
3
адаптационные группы,
о которых говорилось выше.
Ниже
приведена информация, следуя которой
родители и воспитатели сделают
адаптационный период более лёгким и
безболезненным. Итак,
что должны знать и уметь родители:
- Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
- Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
- Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
- В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
- Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
- Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
- Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
- Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.
НЕОБХОДИМО:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
- в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
- приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.
Возвращаясь
к вышеуказанной таблице, хочу заметить,
что в зависимости от уровня навыков
общения ребёнка, контакт, устанавливаемый
с семьёй, должен быть дифференцирован,
т.е. в соответствии с группой адаптации
ребёнка должны быть определены объём
и содержание работы с семьёй. Так, по
отношению к детям первой группы,
нуждающимся в тесном контакте с близкими
людьми, работа с семьёй должна быть
более глубокой и объёмной, предусматривать
тесный контакт членов семьи с воспитателями
и психологом дошкольного учреждения.
Сразу
хочу заметить, что не все мгновенно
увидят плоды своих трудов, адаптация
некоторых детей может протекать от 20
дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок
заболел, в процессе адаптации. Иногда,
после выздоровления, ребёнку приходится
привыкать заново. Но, хочу Вас заверить,
что это не показатель. Не следует
беспокоиться, глядя на ребёнка подруги,
который с первых дней вошёл в новую
среду без особых осложнений. Повторюсь,
что все дети разные, каждый индивидуальность,
к каждому нужен свой подход. Я думаю,
что с Вашей помощью мы найдём ключик к
каждому ребёнку. Богатый опыт и знания
воспитателей, Ваша любовь и забота,
иными словами согласованная работа с
семьёй, опирающаяся на знания возрастных
и индивидуальных особенностей,
потребностей ребёнка и необходимых
условий воспитания ребёнка до поступления
в детский сад, позволит решить проблему
адаптации на должном уровне.
При
лёгкой адаптации поведение детей раннего
возраста нормализуется в течение месяца,
у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается
незначительное снижение аппетита: в
течение 10 дней объём съедаемой
ребёнком пищи достигает возрастной
нормы, сон налаживается в течение 20-30
дней (иногда и раньше).
Комментариев нет:
Отправить комментарий
А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]