вторник, 31 марта 2015 г.

Развитие речи дошкольника


Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!  

Каждый день я слышу речь детей. И наблюдаю существующую проблемунедостаточно сформирована связная речь, культура речи, правильное использование предлогов.

       А ведь дошкольный возраст самый ответственный период в развитии речи у детей. В это время развитие речи происходит стремительно, активный словарь дошкольника достигает  3000-3500 слов.

     Дети в этом возрасте начинают понимать и употреблять новые слова. В детских играх, в общении друг с другом дети расширяют свои коммуникативные навыки
       Чем же родители могут помочь своим детям?
    

Если каждый вечер родители будут общаться со своим ребенком, активно интересоваться его детской жизнью, то малыш привыкнет к таким вечерним «отчетам». Он с удовольствием будет рассказывать, что увидел во время прогулки, по дороге домой, как интересно он провел время со своими сверстниками.
       Если вы сможете, стать внимательными и благодарными слушателями, то можете поверить, такой подход к развитию речи быстро даст свои результаты. Рассказы ваших детей станут насыщенными, появятся новые слова (которые вы не навязчиво будете вставлять в его рассказ).
Сегодня встретила интересную методику, Учим ребенка красиво рассказывать по картинке. 5 эффективных занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста и хочу поделиться с вами своей находкой.

 
А так же еще интересные игры на способствующие развитию речи дошкольников


Игра "Что какое?"
 Выбираем первое существительное. Например, утки. И придумываем к нему несколько прилагательных. Маленькие, пушистые, юркие, боязливые, жадные.
Если встречается новое слово (юркие), обязательно смотрим описание в словаре, антонимы (неуклюжий) или синонимы (ловкий, подвижный), придумываем, кто еще может быть юрким (мышь, рыбка)
 После того, как разобрали незнакомые слова, берем одно из придуманных прилагательных (например, пушистый) и придумываем к нему существительные (шарф, котенок, снег). Затем опять берем одно из существительных (снег) и придумываем к нему прилагательные (холодный, колючий, мокрый, белый).... Такую игру можно играть до бесконечности :)
 Новые слова нужно объяснять на примерах, синонимах и противоположностях. А по возможности, смотреть в словаре.
Игра "Противоположности"
Очень простая, но при этом полезная игра. Придумываем слово, а ребенок должен придумать к нему антоним. Стараемся заглядывать в словарь
Игра на тактильные ощущения.
Задавайте ребенку разные ситуации, он должен ответить, что он чувствует.
  • "Лето, полдень, ярко светит солнце" Что ты чувствуешь? (жарко)
  • ""Светило солнце, ты вышел гулять на улицу, вдруг резко пошел дождь". Что ты чувствуешь? (мокро, холодно)
Игра на эмоциональные ощущения.
Очень полезная игра, которая поможет ребенку правильно выстраивать свои социальные отношения. Помогайте с названием эмоций.
  • "Мама принесла подарок". Что ты чувствуешь? (Радость, восторг)
  • "Ты ходил в сад, потом много играл, был на развивающем кружке. А уже поздно" Что ты чувствуешь (усталость, хочется плакать)
  • "Ты бежал к маме навстречу, неожиданно запнулся и упал. Немного поцарапал коленку" (боль, обидно)
Игра на ощущения времени и последовательности происходящих событий
  • На столе стоит суп. Что до этого было? (мама почистила овощи, сварила бульон, в нем сварила овощи, разлила суп по тарелкам)
  • Вечер. Ты засыпаешь в своей кроватке. Что до этого было? (поужинали, почистили зубы, надели пижаму, прочитали сказку
  • Утро, ты проснулся. Что после этого будет? (покушаем, оденемся, пойдем в сад)
    


Хочется еще порекомендовать несколько простых, но хорошо работающих методов для развития речи дошкольников

УПРАЖНЕНИЕ "ОДУВАНЧИК"
На прогулке найдите одуванчик. Ребенку нужно подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно у малыша это получается на 3-4 раз.

УПРАЖНЕНИЕ "СНЕЖИНКИ"
Необходимо взять кусочки ваты или маленькие бумажные снежинки (кусочки салфеток). Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ "БАБОЧКА, ЛЕТИ!"
Подвесить несколько ярких бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Малышу нужно дуть на бабочки, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
ИГРА "ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.
Например, исходное слово «солнце»...
светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...
ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
      Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова...
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
 

8 комментариев:

  1. Виктория, спасибо за интересные игры! Речевое развитие - это бич современных детей. Рассказать по картине могут единицы, занимающиеся с логопедами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поэтому и стараюсь обращать на это внимание, Алена.

      Удалить
  2. Вика, спасибо за ссылку и за игры. Занятие с входом в картинку очень понравилось. Обязательно применю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, меня тоже эта методика очень заинтересовала! Аня.

      Удалить
  3. Виктория, спасибо за обзор игр. Речевое развитие детей, действительно оставляет желать лучшего. За последние три года я наблюдаю тенденцию ухудшения развития речи дошкольников. В нашем детском саду увеличилось количество детей нуждающихся в зачислении на логопункт ДОУ, дети приходят в садик 3- летки не говорящие, и начинают говорить только к концу средней группы, и только после лечения у неврологов. Так что речевое развитие нуждается в особом внимании всех специалистов в саду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аналогичная проблема в нашем ДОО, у нас закрыли логопункт. Теперь логопед только на платных услугах. А сейчас с увеличивающимся количеством детей имеющих нарушения речи пытаемся открыть логопедическую группу.

      Удалить
  4. Спасибо за игры! Раньше с дочкой я мало в такое играла, а с мальчиками стараюсь постоянно что-то речевое включать в наши развлечения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, вы уверенно идете в правильном направлении!

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]