Здравствуйте, читатели и гости блога!
Сегодня пост для коллег педагогов-психологов, но может и пригодиться всем педагогам, работающим с дошкольниками.
Методика выявления тревожности у дошкольников «Паровозик»
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.
Стимульный материал: паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики
в поле зрения.
Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция,
одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания
ребенка.
Обработка данных.
1 балл присваивается, если ребенок поставил
вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью;
красный, желтый, зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок поставил
вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую;
красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый или
коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый,
зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных,
баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное,
при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при
7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.
Оценка результатов
4 балла - позитивное психическое состояние
3 балла - негативное психическое состояние низкой степени
2 балла - негативное психическое состояние средней степени
1 балл - негативное психическое состояние высокой степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом
можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется
сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается
на 100 %.
Оценка результатов:
70 % и выше - высокая степень благоприятности
психологического климата (сБПК);
42 - 69 % - средняя сБПК;
26 - 41,9 % - незначительная сБПК;
0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного
психологического климата (сНПК);
-1 до - 25% -средняя сНПК;
- 26 % и ниже - сильная сНПК.
Источник: Диагностика
психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.
Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.
Направлена на определение
степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется
индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Виктория, спасибо за методику! Тест Люшера не такой игровой как паровозики.
ОтветитьУдалитьАлена, конечно Люшер (компьютерный вариант удобен в использовании, сразу выдает интерпретацию), но когда я начала использовать паровозики, дошколята с большим интересом выстраивают вагончики, чем нажимают на мышку.
УдалитьВиктория, здравствуйте! А кто придумал так адаптировать тест Люшера?Эта игра из указанного пособия?
УдалитьЗдравствуйте, Ольга!
УдалитьЯ указала известный мне источник (пособие)
Вот еще ссылка http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node25.html
Очень интересно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьПожалуйста, Ольга :)
УдалитьОчень интересная методика! Прицеплять вагончики - более увлекательное занятие, чем люшеровские карточки раскладывать. Виктория, а для младших школьников можно использовать или эта методика ограничивается дошкольным возрастом?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила!
УдалитьНе вижу препятствий, для применения данной методики для младших дошкольников ;)
Да, интересный детский вариант. Заинтересовала возможность измерить общий психологический климат в группе. Вика, спасибо!
ОтветитьУдалитьДа, легкая в использовании методика. Если интерпретировать по первому образцу, Аня.
УдалитьА мне было очень интересно познакомиться с паровозиками и их применением... Спасибо
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, Вы как молодая бабушка, общаясь с блогерами и узнавая новые методики используемые педагогами-психологами, будете компетентны в развитии вашей Миланочки :)
УдалитьДа, методика отличная, проводила ее на второй младшей группе и старше. Быстрая и информативная. Только у меня вагончики поменьше, чтобы на лист А3 влезал состав (белый фон) :)
ОтветитьУдалитьЯ единственное что не могу понять - несрастушки с баллами. Смотрите, "Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное" и тут же в оценке результатов "1 балл - негативное психическое состояние высокой степени". То ли лыжи не едут, то ли я что-то недопонимаю. Когда я обрабатывала результаты, то брала данные первого абзаца, а "оценки результатов" не трогала. Поясните, может я что-то недопонимаю?
УдалитьАлена, здравствуйте, Вы знаете у меня тоже были "несрастушки" :) Я тоже при обработке данных использую первый образец. Потому что, при оценке результатов у меня получались противоречивые данные. Значит не только я столкнулась с этой проблемой.
УдалитьЗдравствуйте. Очень интересный метод для дошкольников. Похож на "Домики" Ореховой.
УдалитьМожно совместить мне кажется. "Домики" я использую в школе для диагностики адаптации первоклассников и для индивидуальной диагностики.
Здравствуйте, читатель!
УдалитьЯ знакома с "Домиками" Ольги Александровны, изначально эта проективная методика апробировалась в дошкольном образовательном учреждении. Так что вариант совмещения возможен :)
Виктория, спасибо! Знаю эту методику, но очень понравились Ваши вагончики:)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена! У меня раньше были маленькие вагончики, потом сделала большие. Они детям больше нравятся.
УдалитьСпасибо за методику, попробуем с детками. Тоже хотелось бы пояснения по баллам).
ОтветитьУдалитьАнна, здравствуйте, я думаю мы с Аленой на правильном пути :))
УдалитьЛюбопытный вариант методики. Беру в копилочку, буду в отпуске разбираться. Спасибо, Виктория, за знакомство!
ОтветитьУдалитьЯ думаю, вам понравится методика! Жанна :)
УдалитьДобрый вечер, Виктория! Признаться, я очень люблю всякого рода тесты. Очень понравился и тест, предложенный Вами. Интересно, а взрослым тоже можно его пройти? Нужно будет попробовать... ;)
ОтветитьУдалитьНадежда Александровна, это детский игровой вариант теста ;) Для взрослых можно использовать цветовой тест Люшера, он есть в сети интернет онлайн :)
УдалитьВиктория, спасибо. Добавила в свою копилочку тестов)
ОтветитьУдалитьМарина, здравствуйте :), пожалуйста.
УдалитьВиктория, спасибо за интересную методику! Всегда нравились тесты ориентированные на цветовой выбор, но ни разу не встречала к ним цифровой интерпретации! Обязательно попробую на практике)
ОтветитьУдалитьНаташа, этот инструментарий очень удобно использовать в работе с дошкольниками.
Удалитьинтересная диагностическая методика, то что надо для работы с малышами
ОтветитьУдалитьспасибо)
Не смогла перейти на Ваш блог, поэтому остается догадываться, что Вы тоже работаете педагогом-психологом :)
УдалитьПодскажите,а если ребенок выставляет паравозики в другом порядке: сперва все яркие, а в конце темные. Как это трактовать?
ОтветитьУдалитьИнтерпретировать как эмоциональную лабильность.
Удалить