понедельник, 7 сентября 2015 г.

Игры на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения дошкольников



Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
 


Работа коллектива нашей ДОО направлена на охрану и  укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Особое внимание наши педагоги уделяют созданию благоприятного психологического климата в группах, ....

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Что приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей.

Дети дошкольного возраста нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Причиной могут служить многие факторы -  адаптационный период и стрессовая ситуация, кризисы разного возрастного уровня, переутомляемость, возбудимость, неблагополучные взаимоотношения в семье .
        
Каждый месяц я подбираю релаксационные игры и упражнения для  рекомендаций на каждую возрастную группу дошкольников. Педагоги используют рекомендации, проводят игры и упражнения с дошкольниками, которые помогут снять психоэмоциональное на­пряжение у ребенка,  создать  у него положительные  эмоции, успокоят его, а также положительно влияют на развитие позитивных взаимоотношений как между детьми, так взрослым и ребенком. Используя игровую терапию можно понизить уровень психоэмоционального напряжения.
        Основными задачами психомышечной тренировки являются снятие пcихоэмоционального напряжения; тренировка напряжения и расслабления отдельных групп мышц; обучение ауторелаксации (саморасслаблению).



Предлагаю ознакомиться с одной из таких подборок игр и упражнений. Они все очень известны и популярны среди педагогов-психологов и педагогов. А также будет интересно познакомиться с играми родителям, стремящимся укрепить, сохранить психофизическое здоровье своего ребенка.
«Муравей»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Все дети и взрослый сидят на ковре. Веду­щий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушай­тесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз.
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование силь­ного напряжения и быстрого расслабления.
Процедура проведения. Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над голо­вой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжима­ют кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.
«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Рас­тягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Сорока-ворона»
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, прогова­ривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчи­ки правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизин­цем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения. Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети подни­мают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные кры­лья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолети­ки (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслаб­ленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
«Игра с шарфиком»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Взрослый говорит: «Представьте себе, что вам холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Но вот при­шла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
«Шишки»
Цепь: снять напряжение.
Процедура проведения. Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама- медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети игра­ют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».
«Лягушонок»
(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)
Цель: снятие напряжения мышц лица.
Процедура проведения. Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
Вот понравилось лягушкам: Взрослый и дети осторожно пальцами
Тянут губы прямо к ушкам! растягивают улыбку к ушкам
Потяну - перестану и нисколько не устану!  «Отпускают» улыбку
Губы не напряжены и                                     Пальчиком руки проводят по
рас-слаб-ле-ны...                                            расслабленным губам сверху вниз.
«Хоботок»
(Перед выполнением упражнения нужно помыть руки!)
Цель: снять напряжение
Процедура проведения. Ведущий рассказывает стихотворение и показывает движения к нему.
Подражаю я слону: Взрослый и дети тянут губы «хоботком»
Губы «хоботком тяну.
А теперь их отпускаю Возвращаются в исходное положение
И на место возвращаю.
Губы не напряжены и             Пальчиком руки проводят
рас-слаб-ле-ны...                  по расслабленным губам сверху вниз
«Лимон»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Де­ти как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
«Потягушечки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Ведущий предлагает всем поспать, от­дохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Ведущий (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытя­гивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Ведущий: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
 «На берегу моря».
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Инструктор говорит детям: «Представьте, что Вы — на берегу моря. Плещетесь в воде. Вдоволь накупавшись, вы выходите из воды и ложитесь на прогретый солнцем песок пляжа… Закрываете глаза от яркого солнца. Раскидываете в приятной лени руки и ноги…
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками».
«Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног)
«На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натя–ните носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают».
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
«Солнце зашло за тучку, стало свежо — Вы сжались в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из–за тучки. Жарко — расслабьтесь — разморило на солнце» (на выдохе).
«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи)
«В положении лежа на спине, ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого».
«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)
«Подбородок загорает — подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому–нибудь из Вас на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть: Сморщите нос, поднимите верхнюю губу вверх, рот оста–вить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх — вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьтесь».


 "Дотронься до…"
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.  Правила игры: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
 "Веселое приветствие"
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.
Правила игры: Дети встают в круг. Воспитатель рассказывает, что когда люди здороваются, то пожимают друг другу руки. А затем предлагает им поздороваться по кругу различными частями тела (кулачками, спинками, коленками, животиками, лбами).
"Сороконожка"
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.
Правила игры: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у неё целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом и положите руки на плечи соседа. Начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее. Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости. Давайте немного отдохнем».
«Жемчужина»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.
- Сегодня мы поиграем в ловцов жемчуга. Жемчужина живет в раковинке. Раковинка - это ваш кулачок. А жемчужинами будут вот эти бусинки. Ловцу жемчуга нужно будет достать жемчужину, которую вы крепко зажмете в кулачке. Но раковинка не хочет расставаться с жемчужиной, и не дает ловцу жемчуга разжать кулачок. Все понятно?

А теперь сядьте друг против друга. Одни будут раковинками, а другие - ловцами жемчуга.
Раковинки кладут руки на стол до локтя ладошкой вверх. Я кладу в нее жемчужину, и створка раковинки закрывается.

По сигналу гонга ловцы начинают раскрывать раковинку, чтобы достать жемчужину. Надо делать так, чтобы товарищу не было больно. Когда прозвучит второй сигнал, нужно прекратить доставать жемчужину.
Приготовились (гонг) 30 секунд. Дети пытаются разжать кулачок товарища (гонг). Закончили.

Кому удалось достать жемчужину?
А теперь поменяемся местами (гонг). 30 секунд (гонг).
Кому удалось достать жемчужину?
Скажите, дети, а что было труднее доставать или удерживать жемчужину? Спасибо всем.
Реквизит: бусинки.
«Насос»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.  - Давайте представим себе жаркий-жаркий день. Растения
хотят пить, головки у них поникли, листочки опустились. Покажите. Спасибо. Напоить их водой можно, если включить насос. Насосом будем мы. Сядьте прямо. Ноги слегка расставьте, ступни прижмите к полу. Руки слегка согните в локтях, и ладони положите на ноги внизу живота. Глаза закройте.
Насос начал качать воду. Она глубоко под землей. Приготовились. Глубоко вдыхаем через нос. Голова, плечи тянутся вверх, живот втягивается. Набрал насос воду, а теперь выливаем воду - выдыхаем через
рот. Делаем медленный выдох. Плечи опускаются, живот выпячивается. Молодцы! Хорошо получается!
Снова набираем воду. Медленно вдыхаем через нос. Поднимаем плечи. Тянемся вверх,
живот втягиваем. Много воды набрали. А теперь поливаем наши цветочки. Выдыхаем воздух ртом медленно. Опускаются плечи. Выпячивается живот. Молодцы!
(Повторяется еще 2-3 раза ).
- Обрадовались наши цветочки. Ожили. Потянули свои головки, протянули листочки к солнышку. Покажите, какими стали наши цветочки. Молодцы!
 


Литература
Справочник педагога-психолога. Детский сад, 2012, № 3.
http://adalin.mospsy.ru
1. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков. Екатеринбург, 2000.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика/ Под ред. М. И. Буянова. – 2–е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
4. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 200.




19 комментариев:

  1. Добрый вечер, Виктория Александровна! Целая картотека игр на снятие психоэмоционального напряжения! Спасибо, что поделились, завтра распечатаю своим девочкам.
    P/S. Будете ли Вы в четверг на семинаре психологов? Мы сделали наконец световой стол для рисования песком - можем предоставить, если планируете что-то связанное с таким видом деятельности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 2 P|S Шапка блога такая воздушная и с юмором!)

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, добрый вечер :)
      Конечно буду на МО :) как жаль, у меня на прошлом МО было выступление на тему использования арт-приемов :(
      В этот раз другая тематика.
      Обязательно к Вам загляну в гости :)
      P.S что-то настроение было такое, что срочно нужно было что-то поменять :)
      И вот что получилось :)

      Удалить
  2. Заметное преобразование блога: нежная, воздушная и легкая "шапка" блога, как и Вы сами, Виктория Александровна. А подборка игр просто замечательная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы как всегда очень внимательны к читаемым блогам:)
      Спасибо, "шапочка" родилась быстро, под настроение.
      А игры можно использовать и для младших дошкольников :)

      Удалить
    2. Анна Борисовна,а Вы уже прочитали второй сборник блогеров?
      Вгляд со стороны :), что удалось, а на что стоит обратить внимание? Самим очень сложно адекватно оценивать свой труд :(

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна. Спасибо за подобранные игры, возьму на заметку для племянников мужа)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, игры всегда пригодятся :) хорошо когда знаешь, чем занять ребятишек!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Виктория! Благодарю за подборку игр, многие взяла на заметку; проделала с собой - как раз то, что нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сначала трудно выбрать нужную игру, а потом используя в практике игры, появляются любимые :) как для педагогов, так и для детей :)

      Удалить
  5. Виктория, всегда с удовольствием использую в работе рекомендованные Вами игры на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения. Особенно это актуально сейчас. А шапка блога мне тоже очень понравилась: стало "больше воздуха", такая зрительная релаксация...

    ОтветитьУдалить
  6. Виктория, всегда с удовольствием использую в работе рекомендованные Вами игры на снижение психоэмоционального и мышечного напряжения. Особенно это актуально сейчас. А шапка блога мне тоже очень понравилась: стало "больше воздуха", такая зрительная релаксация...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Оля, с таким количеством детей в группах это актуально и детям, и воспитателям :)
      Особенно приятно знать и видеть, что твои рекомендации используются :)

      А вот насчет шапки... так всегда находишься в поиске, всегда хочется перемен :)

      Удалить
  7. Оля, очень интересные новые игры полезные я открыла для себя. Я со своим карапузом частенько устраивала такие посиделки на коврике. То ммяукали. То хрюкали. То тянулись к солнышко. То прятались от дождика. Оказывается, это очень полезно для малышей? Отлично! Скажу честно - мой сынок уже подрос (10 лет уже!) а мы до сих пор с ним проводим такие пятиминутки веселья. То покривляемся, то половим воображаемых насекомых. А наша любимая игра - это кот и пес - когда мы становимся друг напротив друга и по очереди то мяукаем, то гавкаем. Однажды так запутались, что у нас кот загавкал :D/

    P.S. Оля, так светло стало в блоге, как в старинке, в избе - в правом "углу" иконки..в окне - деревенька... слева - "очаг", сверху - хранительница очага)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Играть с детьми, а особенно со своим ребенком не только увлекательно, но и очень полезно, не только для снижения психоэмоционального напряжения, а еще для развития позитивных взаимоотношений :) Играйте, Маша, чаще :)

      Спасибо, Вам, за такую необычную и интересную интерпретацию моей "шапочки" :)

      Удалить
  8. Здравствуй, Виктория! Очень понравилась новая шапочка в блоге, приятно посмотреть! Спасибо за интересный материал с играми, как всегда всё интересно:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Люда :)
      Мне приятно, что моим любимым читателям понравились изменения :)
      Значит - не зря!

      Удалить
  9. Виктория Александровна, замечательная подборка игр. Уже выбрала парочку -попробуем на следующей неделе.
    И приглашаю в наш молодой блог http://bloggruppykapelki.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Галина, за приглашение, пойду знакомиться с блогом!

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]