среда, 30 сентября 2015 г.

Тренинг для педагогов ДОО: «Знакомьтесь – Конфликт»


                Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Как бы нам ни хотелось жить в условиях полного согласия или хотя бы частичного согласия, но жизненная практика показывает, что наши межличностные  отношения протекают зачастую в условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений. Конфликты возникают в любом социуме и педагогический коллектив не исключение. Сегодня тема поста: «Знакомьтесь - Конфликт».

В последнее время ко мне поступало много запросов о недопонимании, как со стороны родителей, так и со стороны сотрудников. В основном наши разногласия, непонимания друг друга оборачиваются в не очень приятную картину - обиды и стрессы, причем в основном страдают обе стороны, а следствие этому -  ухудшение общей работоспособности и самочувствия. Проведенный тренинг для педагогов МБДОУ 208  помог  разобраться в понятии: что же такое конфликт, а также научил некоторым приемам достойного разрешения конфликтов, а также успешной профилактике конфликтных ситуаций.

1.  Ритуал приветствия.  Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.
Инструкция: передать соседу справа доброжелательное приветствие.


2. Упражнение « Ассоциации».  Каждый  участник проговаривает, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подсказывает его воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
3. УпражнениеРуки” 
Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).


Конфликты могут быть:
Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
Деструктивными препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

5. Работа по группам
Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов.
Далее каждая группа оглашает свой список. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ

Плюсы
  • конфликт вскрываетслабое звеново взаимоотношениях;
  • дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • пересмотр своих взглядов на привычное;
  • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Минусы:
  • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, ухудшение социально-психологического климата;
  • ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
  • представление о победителях или побежденных как о врагах;
  • после конфликтных переживаний.
А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент!!!
  • Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстроостывает”.
  • Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
  • Меланхолик - долго помнит и переживает обиду.
  • Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.
УпражнениеНа мостике”. Представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же, как и вам, необходимо перебраться на другой берег

Следующее упражнениеДругими словами” , уважаемые читатели я предлагаю выполнить Вам. Попробуйте  поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен...”, “Это твоя обязанность...”, “С тобой невозможно разговаривать...”, “Ты безответственный человеки т.п.
Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.
Сейчас ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивныеНапример, Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
·         Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!”
·         Меня обидели!”
·         Меня заставили”.
·         Прекрати меня злить!”
·         Ты должна мне дать программу, книгу

Просто или сложно было Вам перефразировать?
Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Способность и умение прощать!!! - значит, “отпуститьсвой гнев и не собираться мстить.

Рефлексия «Всё у меня в руках
Как мы провели этот тренинг:
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони:
 - большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать»,
- указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания»,
- средний – «Мне всё понравилось»,
- безымянный – «Мне не понравилось»,
- мизинец – «Мне не хватило информации».
По результатам рефлексии: тема "Конфликт" не отработана, остались вопросы и нужно продолжать работать с "Конфликтами". Естественно такая тема не может быть завершенной после одного тренинга.

Есть такая притча...
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

Спасибо за интерес к посту и выполнение упражнения, всего хорошего!

Используемая литература:
1. Авидон И.,  Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “РечьСанкт-Петербург, 2008.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.
3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “РечьСанкт- Петербург, 2007.
5. Кожуховская Л.С. «Рефлексивные техники, методы и приемы»


15 комментариев:

  1. Вика, спасибо огромное! Скоро моя профессиональная деятельность изменится и твои наработки в работе с педагогами будут очень кстати! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду рада, Алена, если тебе пригодится моя информация.

      Удалить
  2. Виктория Александровна, спасибо за притчу, такой нет в моей копилке. Спасибо за советы и интересные упражнения. Доброта спасет мир!!! (Это я так считаю ;) )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я тоже так считаю! Нужно быть добрее друг к другу и уметь прощать :)

      Удалить
  3. Здравствуйте! Полезный интерактивный тренинг, Вы молодец) А ещё мне приятно, что в списке испульзуемой литературы ссылка на сообщение моего блога)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ну как я могла не указать ссылку на твой блог, если ты поделилась информацией, которая мне пригодилась в работе. Спасибо :)

      Удалить
  4. Здравствуйте! Полезный интерактивный тренинг, Вы молодец) А ещё мне приятно, что в списке испульзуемой литературы ссылка на сообщение моего блога)))

    ОтветитьУдалить
  5. Виктория Александровна, какой нужный тренинг! И так творчески Вы работаете с коллективом. Спасибо за подробный рассказ и притчу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, мне очень приятно, что Вам интересен мой опыт работы.

      Удалить
  6. Виктория Александровна, тема конфликта очень актуальна и в нашей школе. Учебный только начался, а родители уже потянулись с жалобами и претензиями (не всегда обоснованными). Весной наш районный методкабинет организовал семинар по этой теме, я проводила практикум. А сейчас читала о вашем опыте и поняла, что мы мыслим в одном направлении: у меня такие же источники и упражнения почти все описанные у вас использовала. Кое-что взяла себе на заметку. Но одной встречи, конечно, мало, нужно продолжать работу. Спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте!
      Мне важно знать мнение коллеги, спасибо за комментарий.
      Совершенно верно, одна встреча не может помочь и решить проблемы. Будем работать в данном направлении.

      Удалить
  7. Виктория, спасибо за замечательный тренинг! Было очень интересно прочитать.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Наталья!
    Добро пожаловать на мой блог :) Рада знакомству, общение с коллегой всегда приносит пользу и расширение границ в профессиональной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  9. Обязательно запланирую работу над этой темой на будущий год!

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]