воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Психодиагностика в детском саду



Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Псходиагностика является одним из направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.
Родителей дошкольников волнует вопрос, что включает в себя психодиагностика, в какой форме проходит взаимодействие педагога-психолога с ребёнком дошкольного возраста во время психолого-педагогического обследования.
Что такое психодиагностика?

Психолого-педагогическая детей дошкольного возраста  направлена на выявление уровня психического развития детей, особенностей интеллектуальной, эмоциональной сферы ребёнка.
Существуют различные направления психологического обследования детей дошкольного возраста:
- диагностика интеллектуального развития и отдельных познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание, память, мыслительные операции);
- диагностика эмоционально-волевой сферы;
- диагностика готовности к школе;
- диагностика детско-родительских взаимоотношений и др.

Диагностика базируется на основе жалоб родителей или на основе запроса педагога для того, чтобы выбрать актуальный способ активации собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений при выполнении определенных заданий.
В начале обследования педагог-психолог устанавливает контакт с ребёнком, если ребёнок испытывает напряжение от непривычной обстановки, то свободная игровая деятельность поможет наладить необходимый контакт для дальнейшей работы. Также средством снятия напряжения может быть беседа с ребёнком дошкольного возраста, дети охотно рассказывают о своих любимых игрушках и о ярких впечатлениях.
В своей деятельности для психолого-педагогической диагностики использую практический и игровой материал, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, не ограничиваюсь одним диагностическим инструментарием.
Например, некоторые из них:
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. – Экспресс диагностика в детском саду;
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. – Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей;
- Комплект практических материалов «Лилия».
С помощью диагностического инструментария можно провести обследование и качественный анализ восприятия, памяти, мышления и речи, для дальнейшего построения индивидуального маршрута развития ребёнка. Материалы также можно использовать в индивидуальной работе для коррекционно-развивающей работы, а также одни и те же предметы и картинки можно использовать для работы по нескольким методикам. Диапазон применения - дошкольный и младший школьный возраст. 

"Пирамидка в цветовой гамме"
Исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учётом величины. 


"Почтовый ящик". 
Исследование возможности осуществлять операций сравнения и установления тождества объектов. 
Ребёнку предлагается бросить письма в почтовый ящик.




"Доска Сегена".
Исследование  наглядно-действенных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.
Ребёнку предлагается рассмотреть доску с фигурками, а после опрокидывания фигурок - собрать обратно заполнив выемки.

"Разрезные картинки".
Исследование  наглядно-действенно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации (синтез на предметном уровне).
Ребёнку предлагается сложить картинку и посмотреть, что получится.



"Кубики Кооса".
Выявление уровня сформированности перцептивного  моделирования.
Ребенку предлагается сложить из кубиков узор, который нарисован на карточке.

"Сюжетные картинки". 
Выявление способности понимать связь событий и строить умозаключения.


"Классификация".
Выявление возможности классификации на основе вычленения наглядно представленных признаков.


"Цветные матрицы Равена". 
Определение уровня интеллектуального развития, выявление способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить.
Ребёнок выбирает из шести предложенных вариантов тот "кусочек" , который подходит для того, чтобы закрыть пробел в "коврике".




"Недорисованные картинки ". 
Исследование наблюдательности, способности к сосредоточению внимания.
Что тут на картинке нем дорисовано?


"Запомни слова ". 
Исследование понимания инструкции и цели задания, способность устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении, особенность логической памяти.

"Понимание картин со скрытым смыслом ". 
Выявление способности понимать сюжет в целом, определять мысли и чувства людей на основе мимики и жестов персонажей.




Использованы диагностический инструментарий и методические рекомендации:
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Т. – Экспресс диагностика в детском саду;

- Забрамная С.Д., Боровик О.В. – Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей;
- Комплект практических материалов «Лилия».






24 комментария:

  1. Интересно увидеть задания для психодиагностики. Спасибо) Я работала в саду без психолога и за десять лет только один случай был, когда мне была ясна задержка в психическом развитии( вот как раз по таким играм можно было судить), но родителям потребовалось много времени, чтобы отвезти ребёнка на медицинскую комиссию, потому что они видели только проблему со слухом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна!
      Очень часто сталкиваюсь с такой проблемой.
      Предлагаю родителям присутствовать на диагностическом обследовании.

      Удалить
  2. спасибо, интересно посмотреть игры для диагностирования))

    ОтветитьУдалить
  3. ВОт комплект Лилия - новый для меня. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, этому диагностическому кейсу уже 20 лет, уже чемоданчик давно сломался :))
      С него начиналась моя профессиональная деятельность.
      Еще была чудесная компьютерная диагностика "Готовность к школе", ребенок выполнял задания, а чудо компьютер обрабатывал результаты и выдавал вывод :))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Виктория Александровна! Кое-что совпадает с логопедическим обследованием детей.
    Однако меня настораживает пункт "диагностика детско-родительских отношений". Что туда входит? Разве это не конфиденциальная информация? Это то же самое, как в одной школе просили подсчитать зарплату мамы и папы, хватает ли им на жизнь в месяц. Если не хватает, было основание изъять ребенка из семьи.
    Мне кажется, достаточно тренингов и семинаров по этой теме сейчас проводят - детско-родительские отношения. Иногда мамы действительно теряют связь со своим ребенком. Конечно, не каждый пойдет. И не каждый задумается. Но всё равно в семью вмешиваться нельзя, только в самых-самых крайних и явно вопиющих случаях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вся диагностика проходит проходит только с письменного разрешения родителей или законных представителей. Существует запрос, проводится диагностика. И детско-родительские взаимоотношения, как и другие результаты не разглашаются. Существует профессиональная этика.
      Именно на детско-родительских тренингах педагог-психолог и осуществляет диагностику методом наблюдения.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Виктория Александровна!)
    Очень удивлен увидеть здесь много материала из нашего дефектологического арсенала :)
    Разве психолог не работает углубленно над развитием ЭВС?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Игорь Сергеевич!
      Ничего удивительного :) педагог-психолог и учитель-дефектолог пользуются одними и тем же инструментарием, методиками.
      Педагог-психолог работает как над развитием ВПФ, так и ЭВС.

      Удалить
  6. Здравствуйте,Виктория Александровна!Спасибо за подборку интересных диагностик. Очень интересны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Ирина Бахткалеевна!
      Пост был создан скорее для родителей дошкольников, именно у них возникают вопросы.

      Удалить
  7. Виктория Александровна, спасибо, что так подробно рассказали о психодиагностике! Информация и родителям полезна и начинающим коллегам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Ох, родители-читатели очень пассивны. Получаю запрос, понимаю, что рассказывая на родительских собраниях о деятельности педагога-психолога в ДОО, лучше ещё и наглядно продемонстрировать. Вот и получился пост, который даёт ответ на вопрос о психодиагностике.
      Буду рада, если информация будет полезна и коллегам.

      Удалить
  8. Виктория Александровна, спасибо за полезный материал. С удовольствием знакомлюсь со всем, что касается дошколят, особенно, как проходит работа в детском саду. К нам поступают ребятишки, у которых есть проблемы, но родителя ничего и слышать не хотят. Узнаю, что и в ДОУ родители игнорировали советы педагогов, считая, что все с возрастом придет, а какие-то там тесты - это лишь очередные выдумки ))) Грустно. Пусть таких родителей будет как можно меньше, а нас они видят своих союзников, а не "злых теток"
    Кстати, внученька скоро идет с садик. Поблизости к ним № 98. С нетерпением буду ждать первых детских эмоций и впечатлений

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Да, порой достучаться до родителей очень сложно. Ведь наша задача - оказывать помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса. Сначала идёт отрицание проблемы в детском саду, потом в школе, а дальше что???
      Желаю Миланочке только положительных и приятных впечатлений от детского сада, и лёгкой адаптации.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Снова и снова убеждаюсь в необходимости работы психолога с детьми с самого раннего возраста! Очень хочется, чтобы профессионалы сопровождали детей от садика до выпускного в школе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Каждый из нас старается сделать детскую жизнь богатой на впечатления, развивать индивидуальные способности, и учитывать возможности каждого ребёнка. Очень важна связь всех специалистов образовательного устеленная. Особенно если ребёнку необходим особой образовательный маршрут. Мы дошкольники, только начинаем работать с детками, закладываем фундамент.

      Удалить
  10. Спасибо, Виктория Александровна!
    Психодиагностика - это слово, которое пугает родителей своей неизвестностью.
    А ведь все не так страшно!
    Очень полезно знать, на что обратить внимание при развитии навыков. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, Ольга Александровна!
      Играть с кубиками, рассматривать картинки, определять лишний предмет :) совсем не страшно , и дети с удовольствием включаются в игровое взаимодействие.

      Удалить
  11. Какая кропотливая работа!И какая важная. Поддержу мнение Лилии Павловны о важности профессионализма и качества во всём, что касается наших детей, и не только...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, диагностика очень кропотливая работа!
      Нужно уделить каждому ребёнку достаточно время, чтобы правильно составить маршрут развития. Педагог, который любит детей и свою работу, будет всегда стремиться к качеству.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна! Поскольку психолога у нас нет такие обследования у нас не проводятся, но в работе подобные упражнения использую часто. Правильно ли я поняла упр. "Запомни слова": Ребенок должен связать слова с картинками, а потом слова повторить, глядя на картинки?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Совершенно верно, опосредованная память. Запоминание слов с опорой на картинки.
      Называется слово, выбирается картинка.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]