понедельник, 9 января 2017 г.

Игры на развитие мыслительных операций для детей дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
В дошкольном возрасте мышление ребёнка опирается на представления. Развивается по мере его роста, от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее к словесно-логическому или абстрактному. Работая над темой «Развитие способности к мыслительному анализу и рассуждению детей дошкольного возраста в процессе решения познавательных и дизайнерских задач» и понимая, что у детей дошкольного возраста, только в игровой деятельности происходит развитие и совершенствование всех качеств мышления, принялась за подборку игр для создания картотеки, которая поможет педагогам организовать деятельность с детьми. Игры, направленные на развитие мышления и других психических процессов дошкольников.
Надеюсь, что подобранный материал пригодится коллегам и родителям дошкольников, игры рассчитаны для детей 3-5 лет.

Игра «Что не подходит?»
Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо при знаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.
Игра «Подбери по форме»
Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной Формы.

Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным... 

Игра «Разложи по цвету»
Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: карточки - образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. Ребёнку предлагается  разложить предметы по цвету.
Игра «Подбери картинку»
Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.

Ребёнку предлагается разложить картинки, которые можно назвать одним обобщающим словом.

 Игра «Нелепица»
Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.
Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций.
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нелепице.
Игра «Чего не хватает ?»
Задача: научить детей находить недостающую часть  предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительного падежа существительных.
Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.

Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.
Игра «Назови всех одним словом»
Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.
Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, предметов одежды, обуви, посуды, мебели и т.д.

Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.
Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»
Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.
Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет - на 6 частей (картинка из 6 кубиков).

Игра «Расставим картинки по порядку»
Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.
Разложить времена года друг за другом по порядку.
Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце.

Игра «Разложи по размеру»
Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.
Оборудование. Картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.
Ребёнку предлагается разложить картинки по размеру.



Игра «Угадай по контуру»
Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внешним очертаниям.

Игра «Лото геометрических фигур»
Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.

Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.
Игра «Мои первые цифры»
Задача: отработать навыки прямого и обратного счета в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.

По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их помощью пазлов в прямом и обратном порядке.

Важное значение для развития мышления имеют занятия рисованием, лепкой, конструированием, которые включают в себя постановку ребенком задач, наблюдение, требуют внимательного и организованного отношения. В результате накопление знаний, развития мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста, умения сравнивать, обобщать и анализировать, развивается наблюдательность, мышление становится более полным и целенаправленным.



Игры подобраны: 
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_01b.shtml

35 комментариев:

  1. Какие вы интересные игры проводите с детишками! Мне надо было учиться на психолога. Училась бы сейчас у вас, в вашем блоге. Все так интересно! Спасибо, Виктория Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна!
      Учиться никогда не поздно 😀

      Удалить
  2. Интересные игры вы проводите с ребятишками! Очень люблю читать ваш блог, хотя сама далека от вашей профессии и работаю в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, рада, что Вы находите интересующую Вас информацию.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо за полезную подборку развивающих игр, порекомендую коллегам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Буду рада, если материал будет полезн коллегам.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Виктория Александровна! Как здОрово и игра, и развитие дошкольников! После таких занятий детки становятся более внимательными, наблюдательными и действительно их мышление становится более полным и целенаправленным. Спасибо за пост, расскажу об этой подборке игр своей племяннице! Со Святками Вас!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Конечно, нужно уделять этому вопросу должное внимание.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо за полезный материл! Наши педагоги-дошкольники регулярно читают Ваш блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна!
      Если Ваших коллег что-то заинтересует, пусть задают вопросы. Я всегда отвечу на интересующие вопросы.

      Удалить
  6. Спасибо, Виктория Александровна! Я в последнее время частый гость у Вас с блоге :) Снова идем в первый класс :) Очень полезный пост. За четыре года многое забывается, а тут такие подсказки актуальные нашла. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Очень рада, что опубликованный материал полезен.

      Удалить
  7. Спасибо, Виктория Александровна, мне так пригодиться Ваша статья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Вы активно занимаетесь развитием Милаши.

      Удалить
  8. Виктория, здравствуй. Подборка твоя состоит из самых актуальных игр на развитие мыслительных операций, которые я часто использую в своей работе. Но, ты верный вектор выбрала - создать картотеку для педагогов. На самом деле они все это знаю и владеют, однако времени у них на это не хватает. Воспитатели всегда с особой благодарностью относятся к таким разработкам со стороны специалистов. У меня тоже есть отличная игра, которую когда -то делала сидя в отпуске по уходу за ребенком. Я ею поделюсь у себя в блоге;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Юля!
      Поэтому и подбираю материал. Буду ждать публикацию, чтобы пополнить копилку.
      Если, конечно разрешишь 😀

      Удалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна. Очень полезный пост. Я все игры внесла в свою копилочку, Толик растет быстро, скоро начнем играть и развивать мышление. Спасибо большое. Да и педагогам большое подспорье, не искать, все уже готовое. Бери и пользуйся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Хорошо, когда опубликованный пост оказывается полезным.

      Удалить
  10. Вот-вот, бери и пользуйся! Великолепная подборка игр, кторая поможет любой маме в домашних условиях позаниматься с ребенком. В свое время, когда готовила сына к школе, то ото всюду выискивала интересные игры, задания, обращалась и за советом к психологу, а теперь есть Интернет, раз, нажал кнопочку...
    Огромное спасибо, Виктория Александровна. Сохранила себе в копилочку.🤗

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Использование интернет-ресурсов сокращает время и поиски. Есть много сайтов, которые предлагают провести онлан-диагностику. необходимо живое общение с ребенком, обучение чему-то новому.

      Удалить
  11. Виктория, отличная картотека получилась! Спасибо, что делитесь!
    Я Вам там письмо через сайт отправила, проверьте почту, пожалуйста! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алена!
      К сожалению письмо не пришло.
      Пожалуйста, напишите ещё раз.

      Удалить
  12. Вика, здравствуй! Спасибо за полезный материал!!! Все важное и нужное в одном месте!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Люда! Рада, что он оказался полезен.

      Удалить
  13. Виктория, действительно, игры любимые и полезные. Столкнулась с тем, что не все родители понимают ценность вот таких вот игр. Считают, что развивающие занятия это только работа в тетрадях, а игры - это не образовательный процесс!
    Играя просто с матрешкой или вкладышами родители РАЗВИВАЮТ своих детей и это порой ценней работы на листе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Алена!
      Надеюсь, что работа специалиста по психолого-педагогическому просвещению будет результативной.

      Удалить
  14. Виктория Александровна, с Новым годом!С Рождеством!!! Ваша информация полезна и актуальна не только дошколятам, но школьникам. Да и некоторым второклашкам будет полезна.Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
      Буду рада, если подобранные игры Вам пригодятся.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Виктория Александровна. Спасибо Вам за подборку игр, которые развивают не только мышление ребёнка, но и обогащают его речь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Иосифовна!
      Все взаимосвязано и мыслительные операции, и речь, и познавательная активность.

      Удалить
  16. Ольга Астраханцева прокомментировал(а) ваше сообщение "Игры на развитие мыслительных операций для детей д...":

    Комментарий Ольги Александровны Остраханцевой:
    Виктория Александровна, спасибо за структурированную подборку!
    Очень помогает, когда все по шагам расписано.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Не опубликовался Ваш комментарий, поэтому я его опубликовала сама.
      Мне нравится, когда вся работа и материалы структурированы.

      Удалить
  17. Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Это малая часть игр, которые я представила.

      Удалить
  18. Виктория Александровна спасибо за интересный материал.

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]