суббота, 18 февраля 2017 г.

Ребёнок и темперамент

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
картинка из интернета
Существует ли взаимосвязь между темпераментом и личностью? Влияет ли темперамент на формирование личности ребёнка дошкольного возраста?
Этот вопрос продолжает обсуждаться на протяжении нескольких лет.
Немного поговорим о четырёх типах темперамента – о сангвиниках, холериках, флегматиках и меланхоликах.
Еще Гиппократ описал четыре типа темперамента с учётом преобладания различных жидкостей в крови.

·        Сангвиник (преобладание крови) – широкая душа, сильный и мужественный, умеет владеть собой.
·        Холерик (преобладание желчи в организме) – вспыльчивый характер, страстный, одержимый.
·        Флегматик (преобладает лимфа) - созерцатель, который не любит лишней суеты и лишних движений.
·        Меланхолик («чёрная» кровь, преобладание чёрной желчи) – чувствителен, тонкая душевная организация, переменчивое настроение, чаще мрачное, тоскливое.

 Более двух тысяч лет происходит изучение темпераментов, оно прошло определенное развитие. Психологи убеждают, что «чистые» типы темперамента, крайне редки, что так или иначе, чаще встречаются смешанные темпераменты. Есть версия, что базовых темпераментов не четыре, а три.
Для педагогов, родителей важно другое - как обучать, воспитывать детей с различными типами темперамента?

Немного отвлечёмся, чтобы представить, как ведут себя различные типы темперамента, которые оказываются в одинаковых условиях и при одинаковых обстоятельствах. 

Четыре темперамента приходят в театр. И каждый из них опаздывает на пять минут.
Первым подходит сангвиник, трогает ручку двери, а партер уже закрыт.
Его мысли – галерка, наверное, еще открыта, и бежит смотреть первый акт спектакля.
Подходит флегматик, трогает ручку, и думает – в этих первых аааактах, всёёё равноооо ничегооооо не происходит, пойду в буфееет, потом начну смотреть второе действие. Главный девиз флегматика – жизнь в ладу с собой.
Влетает холерик, трогает ручку и у него возникает цель – попадание в зал. Крик, шум, привлечение к себе внимания.
Появляется меланхолик – трогает ручку двери и его мысль – «вот так всегда, я выбрался в театр, и я опоздал, бедный я несчастный.».

Отвлеклись, представили, как действуют различные типы темперамента в одних и тех же условиях.

Рассмотрим подробнее проявление темперамента у детей:
- Флегматики позже всех темпераментов начинают ходить, только личные нужды побуждают флегматика к каким-либо действиям. Ребёнок флегматик с удовольствие будет помогать родителям ухаживать за младшими братьями и сестрами. Они выполняют поручения родителей, они послушны. И родители уверены, что такой ребёнок не будет иметь проблем в начальной школе. У ребёнка присутствует аккуратность, внимательность и усидчивость. 
источник: интернет

Основные проблемы начинаются в среднем звене и дальше. Так как у флегматика не формируется сам по себе избирательный интерес. Они стараются, выполняют задания, но всё это происходит безынициативно. Маленького флегматика нужно направлять, развивать творческие интересы и познавательную активность, и интерес. Еще одна проблема – флегматик не может рационально распределять время. Поэтому задание для флегматика лучше давать на результат, а не на время. Феномен флегматика – через пять минут, после начала любого мероприятия, флегматик погружается в себя «улетает» и свои неторопливые мысли. И педагог знающий психологию и особенности темперамента, должен окликнуть флегматика, привлечь к себе внимание. После «пробуждения» флегматик готов продуктивно работать в течение 15 минут. Он работает в стадии «засыпания» и «просыпания» - циклично. Еще одна проблема флегматика, это питание. Флегматики склонны к полноте, поэтому физическому развитию стоит уделить внимание.  

Холерики – лидеры, творческие, они неудержимо движутся к цели. У холериков высокий уровень адреналина. У холериков есть две проблемы. Достигнутая цель теряет свою привлекательность и интерес к ней исчезает, теряет свою ценность.
Что делать педагогу, как привлечь и удерживать внимание ребёнка холерика? В психологии есть метод «матрёшка», всегда у холерика должна быть много целей. В отличии от флегматика, холерик никогда не будет спокойно сидеть на занятии. Он всегда придумывает себе цель и стремится её реализовать. И это нужно использовать.
источник: интернет
С холериками тяжело, им присущи истерики. Холерическая истерика и как с ней справиться. Существует тактика – примирение холерика. После истерики, холерик осознаёт содеянное и готов к примирению. Важный воспитательный момент, главное его не пропустить. Ему можно выдвинуть позитивную программу, с которой он готов согласиться. Важно потом отстаивать требования, которые были предъявлены холерику. Во время истерики не следует его воспитывать, иначе ситуация только усугубляется.

Сангвиники – считаются высшим темпераментом. Они успешны, они лидеры, у них всё получатся, у них хорошо развита ассоциативное мышление, быстро переходят из одной области в другую. Сангвиники абсолютные оптимисты. 
источник: интернет
В отличие от предыдущих темпераментов, сангвиник отличается кардинально. Отличается тем, что у него нет проблемы внутри него. У других типов внутренние проблемы существуют. Его проблема вынесена во вне. И она заключается в том, что его трагично не понимают окружающие. Природа его личности многогранна, и чем большими делами он занимается он более целостен. А у окружающих есть желание его соединить воедино. В этом и заключается непонимание ребёнка сангвиника окружающими. Если взрослым удаётся ограничить его «разбросанность», то он ломается как личность. Сангвиника очень легко заметить в детском коллективе, они активные манипуляторы. Он никогда не ходит один, он всегда в окружении других детей. Педагоги выбирают сангвиников для диалога на открытых занятиях, ведь сангвиник быстро реагирует на вопрос и быстро связывает различные темы. Сангвиник может заниматься несколькими делами сразу.

Меланхолики - о них говорят, что это люди без кожи, настолько они чувствительны.  У ребёнка меланхолика заниженная самооценка, трудности в коммуникации. 
источник: интернет

Им нужна поддержка и помощь, такие дети должны переживать ситуацию успеха. Проблема заключается в том, что они не могут в этом, признаться. Они отвергают помощь. Золотое правило в работе с меланхоликом - поддержка и помощь должна оказываться опосредованно. Тогда у него складывается ощущение, что он сам решает свои задачи. Ошибка педагога в том, что они, наблюдая за меланхоликом, начинают его хвалить, а меланхолик к этому привыкает и ждет похвалы еще больше. Такое поведение чревато последствиями, поэтому похвала должна быть адекватной и только за дело.

Вспомните, ярких представителей различных типов темперамента в нашей истории, персонажей из известных литературных произведений.
Предлагаю поделиться своими мыслями в комментариях.  


34 комментария:

  1. Не дочитала пока до конца, но по ситуации в театре я точно холерик))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот когда прохожу тесты по определению темперамента (боюсь ошибиться, но там что-то связанное с четырьмя квадратами, в какой попадёт результат, тот тип темперамента и твой), то постоянно попадаю в чёткое пересечение холерика и сангвиника.... И в детстве то самое было...

      Удалить
    2. Лилия Павловна, здравствуйте! Типичное сочетание двух типов темперамента.
      Вы правы, существует деление на четыре сегмента.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    А я похоже "коктейль" или скорее "гремучая смесь" из всех типов характера. Такое возможно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я отношусь к тем психологом, которые считают что "чистых" темпераментов нет.
      В каждом типе могут сочетаться несколько характеристик, которые будут отражать другой тип. Но всё же, какой-то из типов будет преобладать над другими, он то и будет ведущим.

      Удалить
  3. Я: сочетание сангвиника и флегматика. Муж - холерик. Ваня - сангвиник, Кирилл- как я с преобладанием флегматика.

    Жириновский - холерик. Пьеро - меланхолик. Колобок, Буратино - сангвиник. МАЛЬВИНА - ДУМАЮ БОЛЬШЕ ФЛЕГМАТИК.

    Спасибо за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Алёна!
      В одной семье живут различные типы темперамента, они друг друга дополняют и поэтому благополучно уживаются.

      Удалить
  4. А у меня в разных ситуациях проявляется разный темперамент. В спокойном состоянии - я флегматик, но если меня "завести", то во мне просыпается Овен и холерик. Могу крушить все на своем пути ради цели. Но это бывает редко т.к. у меня, как говорит моя свекровь, "ангельское терпение и характер". Многие свои черты характера я воспитала в себе сама , работая сначала с детьми, а теперь с воспитателями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Умение адаптироваться к окружающим условиям и адекватно реагировать на происходящее - высокий уровень самообладания и выдержки.

      Удалить
    2. Тамара Степановна, не могу не согласиться с Вами. Овен))) Но работая с людьми, детьми, мы чаще всего сами себя загоняем в "скорлупу" - как бы чего лишнего не вылетоло, да и самим не впитать не нужного...
      Виктория Александровна, спасибо за интересную публикацию, советы и мотивацию к размышлениям

      Удалить
    3. Анна Борисовна, мы всегда стремимся больше понять и узнать, важно понять самих себя.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Я - полноценный набор, мне присущи все яркие черты каждого темперамента по ситуации.
    Как классный руководитель, читая пост, уже всех ребятишек расставила по полочкам. Мне кажется, что в детском возрасте(до 10 лет) у ребят присущи всё-таки характерные черты одного типа темперамента, конечно, есть и исключения. В моём детском коллективе присутствуют все 4 типа. Есть яркие и типичные представители.
    Очень интересный пост! Есть над чем поразмыслить! Спасибо большое, Виктория Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Надеюсь, что небольшое описание темпераментов и стилей поведения с ними, будет полезно Вам, чтобы улучшить процесс воспитания и обучения младших школьников.

      Удалить
  6. Мне кажется, что у меня есть все 4 вида темперамента. Я то сангвиник, то холерик, а в некоторых ситуациях даже бываю флегматиком и меланхоликом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Яна!
      Ничего удивительного, вы просто проявляете себя в соответствии с обстоятельствами.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Виктория Александровна, в университете я изучала психологию, и мы тоже учили виды темперамента. Ваше сообщение помогло мне вспомнить когда-то изученный, но почти забытый материал. Спасибо! Повторение - мать учения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, рада, что пост напомнил то, о чем Вы знали.

      Удалить
  8. Виктория Александровна, здравствуйте! Темпераменту ребенка почему-то всегда уделяется очень мало внимания. Порой, когда задаешь родителю вопрос о темпераменте его ребенка, большое удивление. С института помню интересную деталь про сангвиника - от природы им дана большая работоспособность, когда мы уже еле дышим, они удивляются...как это мы уже устали. У меня есть коллега - типичный сангвиник. Спасибо за информацию. Виктория Александровна, в какой программе вы монтируете свои мультфильмы? Спасибо.

    ОтветитьУдалить

  9. Елена Алексеевна Викентьева прокомментировал(а) ваше сообщение "Ребёнок и темперамент":

    Здравствуйте, Виктория Александровна! "Чистых" темпераментов очень мало, всё больше комбинированных. Ваш пост напомнил замечательную искромётную с долей театральности лекцию Михаила Богуславского в Москве. Задача педагогов -не судить поспешно"этот флегматик, этот-холерик", а тщательно наблюдать, исследовать поведение ребёнка в разных ситуациях, а уже потом делать выводы и строить совместную работу с ним.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Именно выступление академика Богуславского меня активизировало к написанию поста, уж очень он эмоционально рассказывал темпераментах.

      Удалить
  10. Ох, на работе часто слышу, что я гиперактивна. :))) Это, безусловно, холерик. И сама я понимаю, что именно этот тип темперамента во мне проявляется наиболее ярко в повседневной жизни. Но вот только избранным близким видна моя другая сторона, тоже довольно ярко выраженный тип - меланхолик: постоянная неуверенность, всё пропускаю через себя... Когда - то, обучаясь в университете, мы проходили тестирование и, да, эти два типа у меня в карте наиболее ярко оказались выраженными по результатам теста. Наименее близок мне оказался тип флегматика. :) Интересная это наука: столько в ней составляющих, нюансов, не последнее место занимает тип воспитания, выбранный в самом начале родителями... Безусловно, ярлыков вешать не надо, а вот кропотливо изучать, наблюдать - это верный путь, я думаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Катя!
      Твой комментарий обо мне :)
      Точное отражение мнения обо мне и моего состояния. Согласна, что стиль воспитания может сломать любой тип темперамента.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Виктория Александровна! Очень полезная публикация, спасибо! И педагогам, и родителям очень важно понимать ребенка и воспитывать сообразно его природным качествам, тогда меньше станет "неуспешных" детей со штампами, навешанными взрослыми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Не все и не всегда учитывают типы темперамента детей, когда организуют деятельность. А ведь зная особенности, можно получить более качественные результаты.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна! Очень интересный материал, спасибо! Есть в группе дети, к которым нелегко найти подход, Надо понаблюдать и попробовать применить Ваши рекомендации.
    Согласно тесту я - универсал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валерьевна, поробуйте использовать данный материал, и очень хочется узнать о том, насколько он Вам оказался полезен.

      Удалить
  13. Пьеро, например, типичный меланхолик, Буратино - холерик, Мальвина...наверное, сангвиник, а флегматик... может, Дуремар?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, ты знаешь, я часто наблюдала, что люди приписывали другим те черты характера, которые они хотели считают, что именно они отражают данный тип.

      Удалить
  14. Виктория, здравствуй. Как важно ориентироваться в типах темперамента, для выстраивания продуктивного общения с дошкольниками, да и с окружающим взрослыми. Тип темперамента, тип нервной системы, тип семейного воспитания все имеет значение в работе с дошкольниками и соответственно результатах его деятельности.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Ага, я помесь холерика с сангвиником - 50 на 50. А сынок у меня чистый сангвиник. И вот что интересно, у классов, коллективов, тоже есть темперамент.
    Лучшие творческие, продуктивные отношения у меня складывались с классами, сходными со мной по темпераменту))), а у моих флегматично-меланхоличных коллег, складывались лучшие отношения с их типом классов.
    Воспитание, конечно, вносит свои коррективы, но маску носить устаешь. Непонимание и непринятие, подавление своего темперамента - это путь к неврозу. Все-таки у человека должна быть осознанная возможность быть собой.

    ОтветитьУдалить
  16. Я сангвиник. Много дел и сразу - это про меня. Я должна существовать одновременно в 100 ипостасях. От этого я и устаю одновременно, и счастлива)))). Потому чередую периоды сильной активности и периоды отдыха, застоя.
    По своим детям сужу, что дочка флегматик и меланхолик 50 на 50. И мне с ней очень трудно. Безумно трудно. Артур ближе к сангвинику, и мне с ним легче всех.
    А вот Родион у нас типичный холерик. Вот слово в слово написано, как портрет)))). И истерики его очень откровенные, говорящие, непредсказуемые и бесконечные. И стоп-кран, который он сам включает, и сам придумывает то, что мне нужно, но это "он так и хотел", и вот, истерика закончилась. Но если мне придет в голову в его истерику вмешаться, то прячьтесь все))). Истерика перерастет в нечто грандиозное, она будет бесконечной, и он сам уже не будет знать, от чего истерить начал)))). И все же именно этот тип темперамента для меня самый тяжелый. Выматывает ужасно. И мне-то нужно направить это все в мирное русло, чтобы во взрослой жизни моего сына не страдали ни он сам, ни окружающие его люди. Учусь понемногу. Легче становится со временем.

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]