Памятка для родителей
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Основные проявления кризиса
- Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
- Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.
- Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
- Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.
- Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
Все
эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к
другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к
нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания
кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка
сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от
взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять
самостоятельность.
Признаки
кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной
интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте
полутора лет, у других «волевое противостояние» с родителями
отодвигается к четырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином
виде проходят все дети.
Вызывающее
поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям
показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость
вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их
принятии.
Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
Постарайтесь
увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство — это крайняя
степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства
собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в
ребенке изменения.
Продумайте
стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с
чем в его поведении вы сможете смириться, и запишите все свои
требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет,
желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение
без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование.
Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны
послабления в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы
будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего
сопротивления.
Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не меняйте позиции.
Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик
упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее,
чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный
период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз
в день, а у некоторых и чаще.
Во
время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь
рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не
вознаграждайте малыша ничем.
Не
пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань
не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить
ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу,
но не принимайте в этом участия.
Не
сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в общественном
месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если
нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт.
Постарайтесь
переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» —
подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации
искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь
суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,и здесь вам помогут фантазия и юмор.
источник:
источник:
"Консультирование родителей в детском саду. Возрастные
особенности детей" Авторы : И.Млодик, И.А. Ивлева, О.В. Сафуанова Изд-во
Генезис, 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий
А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]