Вот
опять возвращаюсь к этой теме, не потому что она мне нравится, а потому
что все чаще ко мне обращаетесь за консультацией по этому вопросу.
Гиперактивность встречается все чаще, мальчишки страдают в 4-5 раз
больше этом синдромом, чем девочки.
Такие дети находятся в постоянном движении в не зависимости от ситуации где они находятся дома, на улице, на развивающих занятиях не долго задерживают внимание на предмете. На таких детей не действуют ни уговоры, ни упреки, ни тайм ауты. Что же делать?
Такие дети находятся в постоянном движении в не зависимости от ситуации где они находятся дома, на улице, на развивающих занятиях не долго задерживают внимание на предмете. На таких детей не действуют ни уговоры, ни упреки, ни тайм ауты. Что же делать?
Для начала нужно точно выяснить действительно ли это гиперактивность или ребенок просто активный.
Поиграем в игру "Найди пять отличий".
Активный
ребенок:
- Большую часть дня
"не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы),
но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный
- в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть
случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице",
но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный
ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Вроде бы разобрались...
А дальше то что?
Как говорил великий друг малышей - Карлсон)) Спокойствие, только спокойствие!
Что
нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать
ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка
в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть
возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами
- очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь,
то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад,
постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять
планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня"
и постарайтесь сами стать более организованными.
- Малыш не виноват, что он
такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать
унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки
у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме
с папой.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. На помощь вам придет бумага и краски, а также психтерапевтические сказки (например О.В. Хухлаевой).
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша расслабляться. На помощь вам придет бумага и краски, а также психтерапевтические сказки (например О.В. Хухлаевой).
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
И все же, рекомендую посетить невролога. Не стоит махать рукой на
гиперактивность. Увы, может и не пройти. И тогда подросший
ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить
отношения
со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом
вряд
ли удастся.
Успехов вам уважаемые родители!
Жаль, что чаще всего родители устают заниматься с гиперактивными детками, непоседами, шалунами, все только усугубляется. Дети остаются не у дел, все больше идут в "отрыв", все больше проявляя свою неуравновешенность. Нет, с такими ребятишками без внимания никак нельзя! Виктория, интересный материал, спасибо
ОтветитьУдалитьЧаще всего родители боятся себе признаться в том, что их ребенок именно такой, они всеми правдами и неправдами отказываются от помощи специалистов. Поэтому, очень важно, найти ключик к родителям, суметь им объяснить, что ребенок НУЖДАЕТСЯ в помощи специалистов. А начинать нужно, как можно раньше и не списывать на то, что ребенок ещё просто мал. Спасибо, Виктория, что затронули эту тему.
ОтветитьУдалитьКстати, не помню, приглашала ли я Вас присоединиться к Каталогу блогов дошкольников. Уверена, что Ваш блог был бы очень интересен и коллегам, и родителям. Присоединяйтесь!
Удалитьhttp://katalogblogovdoshkolyat.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html
Спасибо, Жанна, за приглашение, я с удовольствием к вам присоединилась! Очень нужно и важно общение коллег, часто просто заходишь в тупик и не знаешь с чего начать, а тут как раз.... и у кого-то похожая ситуация, и о СЧАСТЬЕ... есть выход и решение проблемы.
ОтветитьУдалитьОчень понравилось, что всё чаще в публикациях в сети стали всплывать сначала отличия гиперактивности от активности. Меня всегда сильно внутренне возмущает, что "неудобного" маленького активиста, не задумываясь, относят к гиперактивным. А гиперактивность рассматривают как болезнь, не поддающуюся лечению. Ведь при любви, внимании и вдумчивом подходе можно добиться колоссальных положительных результатов. Эх, ярлыки, ярлыки, ярлыки... Устроены мы что ли так?... Спасибо, Виктория. :) Это мне было интересно и как специалисту, но больше отозвалось как маме. У самой такая активная непоседа - дочка. :)
ОтветитьУдалитьДа, Екатерина, я тоже прошла через это, но терпение и умение понять своего ребенка дало положительный результат)) Дочка очень радует меня)
ОтветитьУдалить:)
ОтветитьУдалитьУважаемый. Justus, у меня все получилось???? :)
Удалить