понедельник, 25 мая 2015 г.

«Диагностика готовности ребенка к школьному обучению»

                Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!




Конец мая, заканчивается у детей подготовительных к школе групп садовская жизнь в дошкольном образовательном учреждении. Совсем скоро выпускной утренник… но об этом позже. Сейчас актуальный вопрос на консультации только один – «готов ли наш ребенок к школе?»  
Одно из направлений моей профессиональной деятельности - диагностическое. Сегодня буду рассматривать диагностику готовности ребенка к школьному обучению.


Существует разнообразие материала по этому направлению. В основном выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная готовность ребенка к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность:
- дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона);
- концентрация внимания;
- мышление, определение основных связей между явлениями, логическая последовательность;
- умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
      Хочу остановиться только на некоторых методиках, которые легки в проведении и обработке. И предполагают получить сведения о сформированности школьной зрелости.

Диагностическая методика (автор: И.В. Дубровина и др.)
Исследование аффективно-потребностной сферы.
а) методика по определению доминирующего мотива у ребенка
Оборудование: На столе заранее расставляются игрушки.
Ребенка приглашают в комнату, показывают игрушки, которые он рассматривает в течение одной минуты. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать интересную сказку (но не очень длинную). На самом интересном месте чтение сказки прерывается и задается вопрос: «Чего тебе сейчас хочется больше: дослушать сказку или пойти поиграть с игрушками?»
Дети с развитым познавательным интересом просят дочитать сказку, с слабым – идут играть (но игра, как правило, носит манипулятивный характер – хватают то одну игрушку, то другую).
б) Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника
Беседа должна содержать вопросы, которые бы косвенным образом позволяли определить наличие познавательных или учебных потребностей.
Вопросы могут быть такими:
  • Что ты знаешь о школе?
  • Как ты думаешь, что там будет интересного?
  • Ты со своими друзьями играешь в школу?
  • А кем тебе больше нравится быть: учителем или учеником?
  • Тебе нравятся мультики или фильмы про школу?
  • А сам ты умеешь читать?
  • А ты хочешь научиться читать, писать?
  • Как ты думаешь, зачем детям надо идти в школу?
  • Как ты думаешь, как лучше учиться: в школе с учительницей или дома с мамой?
  • Кем ты хочешь быть? А что для этого нужно?
Число положительных ответов 6 и более свидетельствует о наличии познавательных или учебных потребностей.

Диагностические методики для изучения мотивов учения


 Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:
 1.  изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
2.  отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего, получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
3.  непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.
б) Рисунок соответствует теме:
1.  изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
2.  ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
 3.  игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.

Исследование произвольной сферы
а) Методика «Домик».
Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»
                                  
 


Рисунок выглядит следующим образом:
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
 - ведущую руку;
как работает с образцом;
 - быстро или медленно проводит линии;
- отвлекаемость во время работы;
- сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
 исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:
- отсутствие какой-либо детали на рисунке;
увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
- неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
- отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
наложение линий одна на другую.
За каждую ошибку начисляется один балл.
Таблица 1 Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет


Для детей 6 лет:

Для детей 7 лет:

1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень.

1 балл – высокий уровень;
   2 балла – средний уровень;
     > 3 баллов – низкий уровень.
Исследование интеллектуальной сферы.
а) Методика исследования обучаемости А. Ивановой.
б) Сюжетные картинки
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». 
                                                                 Оценка:
Высокий уровеньесли ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.
Средний уровеньесли картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.
Низкий уровеньесли ребенок не справился с заданием.
Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:

  • не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
  • по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
  • выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);
  • каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;
  • на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР.
Данная методика позволяет определить и уровень развития речи ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д. Но не менее важно и умение выделять на слух в слове различные звуки, т.е. развитие фонематического слуха.

Исследование речевой сферы

Методика «Звуковые прятки».
Предназначена для проверки фонематического слуха.
Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагается поиграть в прятки со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.
Инструкция: «Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.
Предлагается по 4 слова на каждый звук:
«о» – кошка, море, точка, баня;
«а» – мама, парта, стол, каша;
«ш» – шайба, ручка, школа, суша;
«с» – суп, киска, лужа, свет.
Оценка:
Высокий уровень – ни одной ошибки;
Средний уровень – 1 ошибка;
Низкий уровень – более 1 ошибки.
Если ребенок на все слова подряд отвечает, что искомый звук есть, или, что разыскиваемого звука нигде нет, то правильные ответы стоит рассматривать как случайные.
Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и среднего уровней по каждой из четырех обследуемых сфер. Наличие низкого уровня по одной или двум сферам свидетельствует о недостаточном развитии соответствующих способностей. В связи с этим родителям даются соответствующие рекомендации по развитию отстающих способностей, и в конце августа проводится повторное тестирование.

Мелкие движения
Методика «Езда по дорожкам»
Материал: 2 варианта рисунка, карандаш
Инструкция: «Давай представим, что ты водитель и тебе нужно подъехать вот к этому домику (показать на варианте Б)». На варианте А рисуем, поясняя: «Ты поедешь вот так: карандаш не должен отрываться от бумаги, иначе получится, что машина взлетела. Постарайся ехать аккуратно, так, чтобы машина не съехала с дороги».

Итоговый уровень:
Высокий – нет выхода за пределы дороги, карандаш отрывается от бумаги не более 3-х раз;
Низкий – 3 и более выходов за пределы дороги или неровная, дрожащая линия, очень слабая, невидимая или наоборот очень сильный нажим, рвущий бумагу и многократное проведение по одному и тому же месту;
Средний – все остальные варианты.



Обобщение методом исключений
Методика «4 лишний»  Цель: Выявление уровня развития способности обобщения методом исключения
Материал: 5 наборов по 4 карточки. В каждом наборе 3 карточки связаны между собой по общему признаку, а 4-ая - лишняя.



Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, какой предмет здесь лишний? А как, одним словом можно назвать оставшиеся три предмета? »
Оценка:
«0» - не найдено лишнее изображение;
«1» - изображение лишнего предмета найдено, обобщения нет;
«2» - обобщение сделано точно, в грамматически точной, развернутой форме.


Произвольное внимание, пространственные представления

Методика «Графический диктант»

Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу, как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.

 Поведение в условиях обследования
Контактность.
3 балла – ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много вопросов.
2 балла – ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла – ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.
2 балла – интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует. 



Список используемых методик
Название методики
Основная направленность методики /теста/
Авторы методики
Литературный источник
1
10 слов
Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания
Лурия А.Г.
Диагностический комплект. Семаго
2.
Исследование зрительной памяти
Выявление особенностей зрительного восприятия
Семаго М.М.
Диагностический комплект. Семаго
3.
Корректурная проба
Исследование устойчивости внимания
Пьерон - Рузер
Диагностический комплект. Семаго
4.
Простые аналогии
Невербальное и вербально логическое мышление
Семаго
Диагностический комплект. Семаго
5.
Исключение понятий и предметов
Невербальное и вербально логическое мышление
Семаго
Диагностический комплект. Семаго
6.
Чего недостает
Исследование внимания

Векслер
Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик
7.
Дорисуй
Исследование восприятия

Головина Т.Н.
Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик
8.
Последовательность событий
Исследование процессов мышления
Берштейн А.Н.
Коррекционно-развивающие занятия. Шарохина В.Л.
9.
Заборчик (Продолжи узор)
Исследование мышления
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
"От диагностики к развитию"
10.
Почини коврик
Исследование мышления
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
"От диагностики к развитию"
11.
Исключение лишнего
Исследование мышления
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
"От диагностики к развитию"
12.
Установление закономерностей
Исследование мышления
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
"От диагностики к развитию"
13.
Оценка мотивационной готовности к обучению в школе

Солдатов Д.В.
К школьной жизни готов.
Каменская В.Г., Зверева С.В.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
2.  Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
3.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.
4.  Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.
5.  Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
7.  http://www.resobr.ru

17 комментариев:

  1. Вика, спасибо за пост! Есть что принять в свой "чемоданчик".
    В нашем районе города мы используем комплекс Ясюковой Как все-таки здорово, что мы вот так можем расти профессионально! Еще раз большое спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, статья очень обширная, актуальная и полезная. Грамотно подобраны задания, которые позволят составить полноценную оценку готовности каждого ребенка к школе. Это готовый материал для практического использования воспитателями подготовительной группы. Спасибо Вам!!!

      Удалить
    2. Алены :) действительно очень удобный материал в использовании. Рада что Вам он может пригодиться в работе.

      Удалить
  2. Большое спасибо, Виктория, за пост!!! Читала задания и интуитивно примеряла их на своих подготовишек. Конечно же детки разные и задания выполнять будут тоже по-разному, но в принципе ничего сложного. Вот интересно было бы поприсутствовать на самой диагностике и посмотреть,как работают детки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Методика представлена, так что можно использовать. Конечно нужно учитывать темперамент ребенка и его навыки, все верно - детки разные.

      Удалить
  3. Вика, спасибо за подборку! Нашла новые для себя методики. Все в копилку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень хорошо, Аня, что мы друг у друга учимся и наши профессиональные копилки растут ;)

      Удалить
  4. Спасибо, Виктория, с Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте. Очень интересная статья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, конечно я не против. У Вас же тоже есть психологи, которым тоже может быть полезен материал.

      Удалить
  5. Виктория, СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!:)))Ты настоящий блогер :)))))Сейчас буду изучать. Скажи, пожалуйста, почему новости твоего блога у меня не высвечиваются.Что я неправильно сделала?Я тебя не вижу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, после твоего запроса, я решила сделать этот пост. Потому что очень актуальный вопрос на данный период времени.
      А насчет того, почему ты меня не видишь в блогах которые ты читаешь...
      то скорее всего в настройках этого виджета, когда его откроешь, в самом низу есть - добавить в список. Вот тогда нудно или добавить по URL адрес моего блога http://v-vs.blogspot.ru или просто поставить ниже галочку все блоги которые я читаю...
      тогда у тебя всегда будут новые посты от твоих любимых блогов. ;)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо за интересный пост! Обязательно порекомендую его на работе преподавателям, которые готовят будущих воспитателей. Думаю, им это будет полезно! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, когда у меня были студенты из педколледжа, я им тоже рекомендовала этот инструментарий :)

      Удалить
  7. Вика, огромное спасибо, нашла для себя много полезного и интересного!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Аня, хорошо что материал полезен читателям блога :)

      Удалить
  8. Вика, методик по определению готовности детей к обучению в школе великое множество, и всегда есть то, что ты еще не видел, не изучал. Спасибо за информацию!!! Лет 5-6 назад, наш город проводил диагностику по Ясюковой, но на данный момент я в своей работе использую диагностику Вераксы, наш сад работает по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы и нам порекомендовали такую объемную диагностику проводить согласно рекомендациям авторов программы ДОУ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, наш сад работает по примерной образовательной программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» - обязательная часть программы, а в той части программы которую прописывают участники образовательного процесса, я в в своей образовательной программе прописала те методики диагностики, которые я применяю в своей деятельности.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]