пятница, 16 октября 2015 г.

Подборка игр на снижение психоэмоционального напряжения для дошкольников



Игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

1. «Брыкание»  от 3 лет. Автор Чистякова М. М.
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Мед­ленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.


2. «Кулачок» от 4 лет.
Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смеще­нию агрессии и мышечной релаксации.
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

3.  Кукла «Бобо» от 4 лет.
Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.
Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ре­бенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели исполь­зуется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из по­душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че­хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен.
Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сде­лать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрес­сивные чувства.

4.  «Подушечный бой» от 5 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.
Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи­тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес­нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим.

5. «Падающая башня» от 5 лет. Автор Кряжева Н. Л.
Цель: осознание эффективных форм поведения.
Каждый участник строит из подушек высокую башню, а затем пытает­ся штурмовать ее, залезая на самый верх. Побеждает тот, кто первый «возь­мет» башню, не разрушив ее.

6.  «Будущие чемпионы» от 5 лет.
Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на не­одушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кула­ка».
Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпио­нами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Напри­мер, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: по­душка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

7.  «Высвобождение гнева» от 5 лет.. Автор Рудестам К.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрес­сия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной ру­кой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бад­минтон, рукой. В нанесение удара включается все те­ло, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

8. «Карикатура» от 6 лет.
Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож­ность «посмотреть на себя со стороны».
В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

9. «Лепим сказку».
Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку­лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас­слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея­тельности.
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро­ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу­ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».
10.  «Порви круг» от 6 лет.
Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.
Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.
Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.
Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который
должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это
удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

11.  «Солнышко»  от 3 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.
Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носоч­ки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыба­ются.

12.  «Котик» от 3 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.
Музыкальное сопровождение занятия аудиокассеты «Волшебные голо­са природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоцио­нальному настрою)
13.  «Дерево» от 4  лет.
Цель: повышение уверенности.
Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо­ишься».

14. «Ты - лев» от 4 лет.
Цель: повышение уверенности.
«Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уве­ренного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!»

15.  «Киндер - сюрприз» от 4 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытя­ни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к гру­ди, отдай ему свою ласку, доброту»

16.  «Связующая нить» от 5 лет.
Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.
Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.
«Я рад знакомству с тобой, потому что ты...»

17.  «Клеевой дождик» от 5 лет.
Цель: способствует сплочению группы.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
•  подняться и сойти со стула;
•  проползти под столом;
•  обогнуть озеро;
•  перепрыгнуть канаву;
• идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в
берлоге злого медведя;
• прятаться от диких животных

18. «Волшебные шарики» от 5 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Дети сидят на стульчиках в кругу,
«Сделайте из ладошек лодочку и закройте глаза».
Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.
«Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.
Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах».


19.  «Шары» от 4 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

20.  «Сражение двух племен» от 6 лет.
Цель; снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Используем детские пластмассовые сабли или подушки. Даем разре­шение, тем самым снимаем запрет на агрессию.

21.  «По кочкам» от 5 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релак­сации
Кочки - это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягуш­кам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.

22.  «Уходи, злость, уходи!» от 4 лет.
Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.
Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Время выполнения упражнения 3 минуты.
Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.

23. Спортивная игра «Турнир» от 5 лет.
Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек­тивное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок стано­вится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.
Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:
-  «Попади в кеглю».
-  «Пролезь через руки».
-  «Бой петухов».
-  «Сядь - встань».

24. Игра «День рождения» от 5 лет.
Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.
Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жес­тами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

25. Игра «Баба-Яга» от 5 лет.
Цель: Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Пси­холог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрос­лых, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

26. Игра «Два друга» от 5 лет.
Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры: Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Волиной «Два друга». Дети дают оценку поведению обоих ребят, распреде­ляют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

Пришли два юных друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять,
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: “А вдруг я утону?”
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду.
“Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!
Гроза дружков застала однажды на лугу.
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи —
Лежит под одеялами: Кха-кха!.. Апчхи!

27. Этюд «Так будет справедливо» от 5 лет.
Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответст­вует и как оно оценивается.
Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. "Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они, то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с
подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра
стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.
- Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама. Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.
- Ведь это я придумал кидаться подушками.
Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев".

28. Этюд «Встреча с другом» от 5 лет.
Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.
Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в го­роде, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Про­шел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

29. Игра «Три характера» от 5 лет.
Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмо­циональной сферы ребенка.
Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: "Злюка", "Плакса", "Ревушка"; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением ревуш­ки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а ос­тальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

30.  Игра «Факиры» от 4 лет.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаб­лены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

31. Игра «Карабас-Барабас» от 4 лет.
Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряже­ния.
Ход игры: Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: «Карабас-Барабас, не боимся мы вас!». Ведущий, страшно рыча и крича: «Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну», - бегает за детьми, а они его под­дразнивают. Потом меняются ролями 2-3 раза. Дети становятся после тре-нингра то бабками-ежками, то бармалеями, то карабасами или предлагают психологу быть героем, злым, которого они боятся, не любят: волка, кроко­дила, дракона. В завершение полька «Старый добрый жук».

32. Упражнение «Надоедливая муха» от 3 лет.

Психолог говорит:

— Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилете­ла и на лоб села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бро­вями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, пере­летает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, села на подбородок — подвигайте челюстью и т.д.

 

33. Упражнение «Росток» от 4 лет.

  Психолог говорит:

  Теперь представьте, что вы посадили  деревья. Покажите, как они будут расти.

Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.

Я буду считать до десяти, а вы постепенно подни­майтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.

Упражнение повторяется несколько раз. В конце психо­лог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.


34.  Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» от 3 лет.

Психолог предлагает детям побывать на уроке физкуль­туры и представить себе, что они поднимают тяжелую штан­гу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагиба­ются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрям­ляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком под­нимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и рас­слабляют мышцы.


35. Упражнение «Потягушечки» от 3 лет.
Дети собираются в круг, садятся на корточки и закры­вают глаза.
Психолог говорит:
Вот мы и проснулись, хорошо потянулись.
Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
Хорошо потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

36. Упражнение «Лимон» от 3 лет.
Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем рас­слабляют ее.
Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, за­тем дети садятся на стульчики.

37. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» от 3 лет.
Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного человека и говорит:
Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, на него падал и падал снег, и вскоре нарисованный человек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. Ноги постепенно расслабляются, опускают руки, «подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.

38. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и по­водырь» от 6 лет.
Психолог расставляет по залу несколько стульев и раз­деляет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.
"После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем больше понравилось быть — «поводырем» или «слепым». Почему?»

39.Упражнение «Солнечный лучик»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:
Мы играли, играли и немного устали. Присели отдох­нуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз откройте глаза;
коснулся лба пошевелите бровями;
коснулся носа наморщите нос;
коснулся губ пошевелите губами;  
коснулся подбородка подвигайте челюстью;
коснулся плеч приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук потрясите руками;
коснулся ног лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся вставай­те, ребята.

 40. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилино­вая кукла» от 5 лет.
 Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой — пласти­лина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пла­стилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
 После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понрави­лось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.

41.  Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» от 4 лет.
Психолог предлагает детям представить себя снеговиками.
Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
А теперь, — говорит психолог, — выглянуло солныш­ко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмя­кают» и приседают на корточки.
Упражнение повторяется несколько раз.

42.  Упражнение «Черепашки» от 3 лет.
Дети садятся на корточки. Психолог говорит:
Представьте, что вы превратились в маленьких че­репашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под пан­цирями втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к чере­пашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпа­ются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!

43. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик» от 4 лет.
Дети встают в круг. Психолог говорит:
- Представьте, что мы находимся на палубе корабля.
Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их.
Руки сцепите за спиной.
Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся.
Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.
Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь.
внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.

44. Упражнение «На пляже»  от 5 лет. 
Дети выходят в центр комнаты.
Психолог говорит:
- Представьте, что сейчас лето. Светит солнце, и мы с вами отправляемся на пляж. Ехать будем на поезде. Держитесь  друг за друга и поехали!..
Приехали! Смотрите, какой мягкий песок. Ложитесь на него, будем загорать... Налетела туча, закрыла солнце, стало прохладно. Чтобы согреться, сожмитесь в малень­кий комочек, обхватите колени руками, прижмите голо­ву к коленям...
Солнце вышло из-за тучи, опять стало тепло, ложи­тесь на спину, отдыхайте.
Психолог  следит за тем, чтобы дети находились в рас­слабленной позе.
Примечание. Напряжение и расслабление необходимо чередовать несколько раз. Упражнение следует заканчивать на расслаблении.

45. Упражнение «Закрытая дверь» от 5 лет.
Психолог раздает детям части предметных картинок и предлагает по ним найти себе пару.
Дети садятся «по-турецки» напротив друг друга, упи­раясь ладошками в ладошки напарника.
Психолог говорит:
- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь... Кто из вас будет «дверью»?.. Держите свои ладош­ки очень крепко! А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внима­ние! Раз-два-три!..
Через минуту дети меняются ролями.
По окончании упражнения психолог выясняет у детей, что понравилось больше – быть «дверью» или «откры­вать» ее.

46. Упражнение «Спящие тигрята» от 4 лет.  
Психолог говорит:
-  Налетел, холодный  ветер и тигрята за­мерзли. Чтобы согреться, они сжались в комочки (дети, сидя на ковре, обхватывают колени руками и опускают голову). Стало теплее, и тигрята расслабились и потя­нулись, (встают и распрямляют спину). Опять замерзли тигрята... А потом согрелись и уснули.
Звучит колыбельная музыка.
Дети ложатся на спину и закрывают глаза.
Психолог следит за тем, чтобы дети находились в рас­слабленной позе.
По окончании упражнения психолог выясняет у детей, какая роль понравилась больше - тигра или тигренка.

47. «Муравей» от 3 лет.
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения:
 Все дети и взрослый сидят на ковре.  Ведущий: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим - вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Носочки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают». (Повторить несколько раз).

48.  «Поймай бабочку»  от 3 лет.
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления).
Процедура проведения:
 Ведущий показывает летящую бабочку, пробует ее поймать - выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат ее.

49. «Улыбка» от 3 лет.
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения:
 Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться, широко растягивая губы в улыбке. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».

50. «Сорока-ворона»  от 3 лет.
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения:
 Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому –
Из большой миски,
Да большой ложкой.
Всех накормила!

51. «Самолет летит, самолет отдыхает»от 3 лет.
Цель: снять эмоциональное напряжение путем чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Процедура проведения:
Ведущий предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолетики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолетик летел). Стоя на месте, дети изображают самолетики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными - самолетики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.

52. «Шишки» от 3 лет.
 Цепь: снять напряжение.
Процедура проведения:   
Ведущий говорит: «Вы - медвежата, а я мама - медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют. Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам...».  

Литература.

1.  Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми.  -   М., 2004
2.  Богданова Т.Г.. Сурдопсихология. -  М., 2002
3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.- М.2014.
4. Михеева Е. В.. Развитие эмоционально - двигательной сферы детей 4-7 лет.-  Волгоград, 2011.
5. Павлов М. А.. Психологические упражнения для школьников. – Волгоград, 2013.
6. Пазухина И. А.   Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника. - СПб: Детство-пресс 2008.















2 комментария:

  1. Виктория, спасибо за подборку. Много читала и слышала о играх на снятие агрессии по примеру "побить"... подушку, куклу... НЕ применяю, так как это культивирует агрессию (могу ошибаться - это мой опыт и практика). Мне более приемлемы трансформации - направить агрессию в другое русло - вылепить, вырисовать, порвать бумагу. Использую игры "Смена эмоций": и позлились - потопали ногами, и попрыгали от радости, погрустили... Или принятие эмоции через беседу, понимание или в виде рисунка.
    Пинравилась игра "Кулачок" в данном плане, и многие другие игры. Спасибо ещё раз)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина!
      Я тоже не применяю эти игры, но так как они рекомендуются, то не стоит их игнорировать :)
      Может быть для организации какой-то игровой деятельности они будут полезны.
      Стараюсь собирать в копилку игры, очень удобно иметь подборку игр всегда в доступном месте :)

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]