суббота, 5 декабря 2015 г.

Немного о возможностях головного мозга


Здравствуйте, уважаемы читатели и гости блога! 
Я не знаю, как у Вас складывается жизненная активность в декабре, лично у меня все происходит в режиме цейтнота – катастрофической нехватки времени. Уверена,  что я не одинока и так живет множество людей. Уровень усталости начинает подниматься на критическую точку, мозг не отдыхает. Просыпаясь ночью, понимаю, что мысли, которые присутствовали перед сном, продолжают жить и от этого нарушается отдых, не успеваю восстановиться. Но я немного отступила от темы…

      Сегодня мы поговорим о развитии межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Но, прежде чем перейти к упражнениям, которые способствуют улучшению мыслительной деятельности, мы вспомним, что головной мозг имеет 2 полушария – правое и левое. За что отвечает правое полушарие?
Правое полушарие является творческим, гуманитарным, образным. Оно ответственно за координацию движений; за пространственное, зрительное кинестетическое восприятие (ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его).
Левое полушарие считается математическим, знаковым, речевым, логическим и аналитическим. Оно отвечает за: восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

      Мы все разные и по соотношению активности полушарий нас можно условно разделить на: правополушарных, левополушарных, равнополушарных.
А вот доминирующее полушарие определяет нашу способность мышления, не менее важно - эмоциональное реагирование, восприятие, память и интеллектуальной активности. 
      А Вы знаете :) какое полушарие у Вас более активно в данный момент.
Это легко проверить, посмотрите на картинку. 


      Если девушка вращается по часовой стрелке, то у вас в данный момент активно левое полушарие (логика, анализ).
     А если девушка вращается против часовой стрелки, то активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Разные люди, смотрящие одновременно на одну картинку видят то, что девушка вращается в противоположные стороны. У всех разная активность полушария головного мозга.
      Это конечно шуточный тест. Можно еще проверить несколькими способами, какое из полушарий больше развито.
  • Похлопать в ладоши, отметить какая рука сверху.
  • Скрестить руки на груди, какое предплечье сверху.
  • Определить ведущий глаз.
   При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.
  Что же такое межполушарные связи? Это пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающих целостность работы головного мозга. Межполушарные связи необходимо развивать. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте.
Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела) повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Если не получается выполнять упражнения сразу двумя руками, то начинать нужно с ведущей руки.
Задача: научиться делать с высокой скоростью, быстро переключаться с одного на другое.
Колечки.  Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Цепочка. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.
Вот! – О’key!  Смена одной позиции на другую. («Вот!»  - Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)
Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак пальчиками вниз, другая — ладонью на плоскости стола. Задача: одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. 

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе  командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Назови пальцы»: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».
Рисование горизонтальной восьмёрки
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Глядя на картинку, произнесите вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.


   Пусть эти упражнения работают во благо развития нашего мозга. Попробуйте выполнить упражнения и почувствуйте, как восстанавливаются силы и мозговая активность увеличивается.
Наверное, Вы встречали такие картинки, но еще раз напомню :) Вам об одной уникальной возможности  нашего мозга. Попробуйте прочитать текст…

По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком.

Источник:
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушар 2 Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

http://reftrend.ru/964423.html
https://sites.google.com

38 комментариев:

  1. ВИка, спасибо за интересную статью! Люблю такие упражнения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Алена! Это только часть упражнений. Планирую опубликовать пост-продолжение (позже... сейчас занято одним важным делом ;).
      Если выполнять такие упражнения регулярно, то отмечается динамика у детей с недостаточно развитой познавательной сферой.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо за такой познавательно-полезно-развлекательный пост! Очень много НЕ смогла сделать с первого раза. Но увлеклась и заинтересовалась! Спасибо огромное! Настроение улучшилось, появилась бодрость! Детям такие упражнения очень нравятся :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, здравствуйте! Вы не одиноки :) не всем удается сделать упражнения с первого раза. Принцип этих упражнений - слышу, вижу, делаю. Немного тренировки и у Вас все получится :)

      Удалить
    2. Ой, как интересно! А текст, действительно, читается сам по себе!!! Спасибо за статью!

      Удалить
    3. Надеюсь, что получится :)) А правда, что балерина "вертится" и по часовой стрелке? Видит кто-нибудь это? У меня только "против :))

      Удалить
    4. Ирина Валерьевна, у меня по часовой стрелке :))
      Но можно попробовать расфокусировать взгляд и силой мысли увидеть как она вращается в противоположную сторону :) Но у меня не получается :))

      Удалить
    5. Здравствуйте, Нелли! Немного шуток и упражнений помогают снизить уровень стресса ;)

      Удалить
    6. Правда, правда,балерина вращается в разные стороны. Мне удалось это увидеть. Сначала она вращалась против часовой стрелки, а когда отвела взгляд, направление изменилось. Честно - изумлению нет предела!

      Удалить
    7. Виктория Александровна, я воспользовалась вашей подсказкой и у меня получилось увидеть, как балерина меняет направление. То есть, получается, если в сосредоточена, то у меня работает правое полушарие, а если "расфокусирована" - то левое? Как интересно!

      Удалить
    8. Сколько интересного можно познать о самом себе :)
      становится активным другое полушарие.

      Удалить
  3. Очень интересно! У меня балерина вертится по часовой стрелке и я сомневалась, что может быть наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, я тоже сомневалась :) Но у одно из членов моей семьи :) балерина кружится против часовой.

      Удалить
    2. Здравствуйте, коллеги!
      Ну как она может вращаться ПО часовой стрелке??????? И фокусировала я взгляд, и нет, и отходила в разные углы комнаты, подглядывая за балериной - крутит она ножкой и вращается всегда ПРОТИВ часовой стрелки!!! )))))))
      Виктория Александровна, спасибо за интересный ликбез!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Еще раз убеждаюсь :) что не все ;) видят одну картинку :)
      И тоже меняла и расстояние, и угол :)) а она вращается четко - по часовой стрелке :))

      Удалить
  4. Здравствуйте , Виктория, Александровна! Очень полезная статья, спасибо! Освежили в памяти. А вот про жизненную активность в декабре...- не согласна ))), почему только в декабре , по -моему всегда !для педагогов . воспитателей катастрофически не хватает времени !((( Раньше не успевали за воскресенье все сделать , а сейчас при пятидневке два дня выходных мало((( Бумажной работы все прибавляется и прибавляется. Виктория Александровна , у меня еще к вам вопрос по сайту ( как вы так делаете , что при наведении на фото или рисунок , оно становится активным?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, здравствуйте! У меня практически все месяца активны :) только почему-то именно сейчас я ощущаю это очень остро :)
      Соглашусь с Вами, что бумажной волокиты становится только больше. На каждое действие :( 100 бумажек.
      Увеличение картинок можно сделать с помощью гаджета.
      Дизайн - добавить гаджет (HTML)
      К сожалению я не могу тут написать код, он не публикуется. Поищите на блогах помощниках. Или напишите мне адрес почты, я Вам пришлю.

      Удалить
    2. Спасибо, Виктория! моя эл. почта el_teacher@mail.ru Буду очень благодарна!
      С уважением, Татьяна

      Удалить
  5. Виктория Александровна, спасибо за прекрасный материал! :x
    Сама люблю всякие такие упражнения, частенько сыну предлагаю что-нибудь.Сейчас, конечно, реже, чем в дошкольном с младшем школьном возрасте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, добрый вечер!
      Я тоже предлагаю выполнять подобные упражнения :)) и у нее всегда получается лучше :) чем у меня.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Виктория! А в нашей семье у всех балерина вращается только по часовой стрелке! Муж чуть ли не 10 минут разглядывал, все пытался увидеть, как она против вращается)))
    Информация и упражнения, конечно, знакомые, тоже использую в работе. Тем не менее еще раз освежила в памяти. Упражнение с цветным текстом с первого раза еще никто без ошибок не прочитал, а рисование двумя руками одновременно и "ухо-нос" всегда много эмоций вызывает даже у старшеклассников. Спасибо, что напомнили, весьма полезно освежить в памяти то, что давно уже знаешь)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте!
      Такие упражнения практически все знают и выполняют. Но так здорово, что когда что-то уже спрятал в дальний угол (долговременную память), а кто-то возьмет и даст повод ;) вспомнить забытое :)

      Удалить
  7. Уровень усталости просто зашкаливает))) Но научилась отвлекаться, иначе мое состояние плохо сказывается на окружающих - "зверею". Спасибо, Виктория, Александрова, за упражнения; некоторые мне знакомы, другие добавила в копилочку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер! Рада, что материал оказался полезен.

      Удалить
  8. Виктория Александровна, спасибо за интересную статью, многое знакомо, но всегда интересно вернуться и вспомнить еще раз, попробовать и на себе. К сожалению, педагоги не применяют систематически эти упражнения с детьми...
    Балерина у меня - по часовой вращается (если предполагаемый взгляд - "сверху"). Фокус с переменой направления кажется странным - это же анимация...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, а фокус оказывается удается и с анимацией :)

      Удалить
  9. Класс! Спасибо, Виктория, я себе размяла полушария :)
    Пару упражнений , которые еще не знаю, утащила для занятий с детками :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, да-да, я пока писала пост :) сама тренировалась :))

      Удалить
  10. Очень любопытно! Вика, большое спасибо за статью.
    Балерина вращается в обе стороны по очереди - секунд 15 в одну, потом меняет направление))). И снова 15 секунд и снова смена направления. Честно сказать была немало удивлена, что большинство видит ее только в одну сторону, у меня было ощущение, что анимация специально сделана так, что балерина направление меняет)))).
    С огромный удовольствием проделала все упражнения. С самого утра у меня это совсем не составило проблем, впрочем утром мне все дается легче всего. Очень интересно проверить активность своего мозга в обед и вечером, так что еще вернусь))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, а у меня упорно кружится по часовой :))
      Активность меняется, так что проверь, когда ты можешь более активно использовать свои возможности ;)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Я вычислил "алгоритм вращения" балернины! Можно силой мысли менять направление! Сесть, чтобы центр картинки была на 15 сантиметров ниже уровня глаза. С левой стороны, рядом с экраном монитора на уровне картинки установить черный круг, диаметром 10 см (у меня это динамик).
    Теперь смотрите на балерину. Она вращается в одну сторону, потом быстро переведите взгляд на черный круг (боковым зрением дождитесь, пока она "спрячет ногу") и посмотрите снова - движение будет в обратную сторону.
    Так перемещая взгляд "туда-сюда" можно заставить балерину просто "дергать ножкой", без вращения!
    У меня это получилось! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, добрый вечер! Для меня твои наблюдения - невероятны :))
      Так как она у меня совершает вращения только в одну сторону :))
      Ваня, а ты оказывается амбидекстр ;)

      Удалить
  12. Вика, с удовольствием потренировала свой мозг. :) Спасибо, что напомнила, оживила (меня :)) ) и сделала замечательную подборку! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, я и себя оживила :)
      Что-то совсем заработалась :))
      Хроническое недосыпание, большая нагрузка, и многое другое (не зависящее от меня и моего желания) дают сбой и в настроении, и в желании что-то делать.

      Удалить
  13. дивилась,что на девушку я среагировалаа как левополушарное животное, а ведь я все время правая))
    Последний тескт с очепятками - это мой привычный набор. Уже не замечаю,как делаю эти очепятки, переставляю буквы. Чтобы увидеть ошибки, распечатываю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада приветствовать Вас :) на страницах моего блога.
      Иногда и не вижу их :)) и в распечатанном тексте.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]