понедельник, 25 января 2016 г.

Рисуем маски. Наше эмоциональное состояние.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости!

Большой интерес представляют для дошкольников игры, в которых можно изменять свой облик. Продолжая знакомить детей старшего дошкольного возраста  с основными эмоциональными состояниями, в своей деятельности  использую арт-терапевтическую технику «Масок». Её можно использовать как эффективный способ коррекции разнообразных страхов, так и диагностику эмоционального состояния дошкольников.

Прежде чем приступить к процессу рисования, нужно продемонстрировать (оживить в памяти) как выражаются основные эмоциональные состояния. 
 Презентация 
Для погружения в игровую реальность, можно выполнить упражнение "Дух Маскарада". Детям предлагается представить себя на маскараде, где все одеты в различные маски на лице. Попросить ребят рассказать, о том, какие маски они себе представили, в какой маске они были, какое у них настроение.
После выполнения упражнения, детям предлагается нарисовать свои маски так, чтобы они выражали их настроение (их внутренний мир).
У каждого участника занятия свой шаблон маски (нарисованный овал лица, место для глаз отмечено, чтобы детям легче было ориентироваться).  С помощью карандашей и мелков дети раскрашивают свои маски. Вырезают по контуру.

Обязательно каждый ребенок рассказывает о своей маске. О том, что он изобразил. Все могут рассмотреть маски, обменяться впечатлениями.
Для психолога наступает важный момент – интерпретация  по некоторым элементам, изображенным на рисунке, а также по выбранной цветовой гамме.
Любимый момент для детей – «спонтанный театр».
А для меня наступает следующий диагностический этап.  Драматическая импровизация – отражение особенностей внутреннего мира ребенка. Важно обратить внимание на то, как работает ребенок, какую роль выбрал и какие эмоции проявлял во время игры. В игре-драматизации ребенок лепит свой образ, выражает свое отношение к персонажу.
С помощью арт-терапевтической техники "Маска" можно прорабатывать различные эмоциональные состояния, в том числе и страх. Работая в этом арт-терапевтическом направлении, происходит открытие бессознательных процессов – эмоциональное переключение, которые определяют выбор цвета и темы для маски.
Рефлексия.
Взрослые тоже играют определенные роли, тоже надевают маски, снимают их и меняют на другие. Каждый выбирает для себя роль. В течение дня может произойти вереница смены масок. Зачем мы примеряем маски, а может, прячем свои искренние чувства, боимся их показать? Надуманную роль мы играем или она соответствует нашему внутреннему состоянию? Искренность всегда притягивает, а лицемерие отталкивает.
Попробуйте проанализировать – с какими людьми, и какие маски вы используете, какие роли вы играете. Есть ли среди них такие маски, от которых вы хотели бы избавиться? И что мешает вам быть настоящим?

17 комментариев:

  1. Добрый день, Виктория! Самое приятное. что все эти маски можно с радостью сбросить дома и остаться самим собой!!! Конечно, я стараюсь поменьше ими пользоваться. но иногда просто необходимо(((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Люда!
      Это очень хорошо, что можешь сбросить маску, расслабиться и быть такой какая ты есть :)

      Удалить
  2. Без масок никуда. :))) Считается ведь, что человек должен развивать в себе гибкость, а это выражается и в ролях с проекцией на "маски". :)
    Я тоже очень люблю с детьми работу с масками. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, здравствуй! Вот мы и развиваем гибкость, дети учатся играть различные роли и выражать свои эмоции :)
      У меня есть цветные маски эмоций, это у детей один из любимых атрибутов :)

      Удалить
  3. Да, Виктория Александровна, ну и тему Вы затронули!..
    Добрый вечер! Занятие мне понравилось очень. А вот что о себе сказать? У меня в последнее время все чаще возникает чувство, что я погребена под большим количеством масок и уж сама забыла - кто я и что на самом деле...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте!
      Попробуйте сделать эту технику со своими четвероклассниками :) Очень хотелось бы взглянуть на результат их деятельности ;)
      Надежда Александровна, дорогая, свою усталость Вы скрываете за маской "Я всё могу, я все умею". Может нужно немного расслабиться и почувствовать то, что Вам хочется больше всего сделать, что поможет восстановить баланс.

      Удалить
    2. Нужно попробовать, Виктория Александровна! Думаю, что и с второклассниками можно поиграть в "Маски". :)

      Удалить
  4. И мне нравится маски делать - не так часто использую технику. Спасибо, Вика, что напомнила - как раз есть дети, которым она очень подойдет.

    Какие маски ношу я.... При всей своей коммуникабельности я держу дистанцию на работе - со всеми почти на "вы" в не зависимости от возраста и от того няни или воспитатель.
    Маска.... Нужно ли она мне - думаю да - так мне как-то удобнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Алёна! Рада, что напомнила о технике. Вот я посмотрела у тебя вазочку, а у меня есть цветок в следующем тренинге, теперь хочу их совместить :))
      У всех своя маска, кто-то её изредка достаёт из шкафчика, а кто-то и вовсе не снимает.

      Удалить
  5. Здравствуйте,Виктория Александровна! Интересное занятие!Беру на заметку! Мы проводим в классе день смайлика. Дети рисуют своих смайликов,вырезаем глазки и примеряем. Деткам нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Смайлики :) тоже хороший вариант для определения эмоционального состояния.

      Удалить
  6. Вика, здравствуй! Очень давно не использовала маски. Спасибо тебе за напоминание! Надо включить в ближайшие занятия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, пожалуйста! Ведь вариантов использования этого приема огромное количество.

      Удалить
  7. Вика, спасибо! Очень интересная техника, а еще действительно повод для раздумий и работы над собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Аня. Хорошо :) когда есть повод поразмышлять.

      Удалить
  8. Добрый день. Виктория Александровна, спасибо за интересный опыт! В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ВСЯЧЕСКИХ ГАДЖЕТОВ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ МНОГО НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ВМЕСТЕ С НЕЙ И СТРАХОВ. Думаю, практикуемая вами методика "Масок"- поможет многим детям и родителям справиться с ними....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Владимировна, добрый вечер!
      Не смотря на возрастные страхи, которые присущи детям дошкольного возраста, действительно, дети приобретают дополнительные.
      Судя по героям, которых изображали дети, они все из виртуального мира.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]