воскресенье, 23 апреля 2017 г.

Картотека

Здравствуйте, 
уважаемые читатели и гости блога!
Пополняя картотеку игр и упражнений, которые можно использовать для организации деятельности педагога с детьми, сохраняю их в блоге. Опубликованные игры и упражнения, знакомы коллегам и часто используются в профессиональной деятельности, но для начинающих педагогов они будут в помощь.

Смеяться запрещается

Цель: успокоить возбужденную группу и создать у нее сосредоточенное и радостное настроение. В ходе игры каждый ребенок получает возможность восстановить свои силы и заново сконцентрировать внимание.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза.
Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.

Путешествие на облаке

Цели: игра поможет привести детей в «рабочее» состояние перед началом занятий.
Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция:
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (30 секунд.)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Бумажные мячики

Цель: игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.
Инструкция:
Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную пинию. (2-3 минуты.)
Дыхательное упражнение
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 
И. п. - сидя на стуле. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательное упражнение 
И. п.- сидя на стуле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать пузырьковую сенсорную колонну. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за рыбками, затем за предметом, перемещаемым взрослым, потом учится передвигать его самостоятельно, удерживая сначала в правой, потом в левой руке, а затем в обеих руках вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Растяжка «Половинка»
Цель: оптимизация тонуса мышц. 
И. п. - сидя на стуле. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх ¾ низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
Упражнения для развития мелкой моторики рук 
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
И. п. - сидя на стуле.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обоими вместе.
 «Кулак – ребро - ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти (8–10 повторений). Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро - ладонь»), произносимыми вслух или «про себя».
«Визуализация цвета»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. 
И. п. - сидя на полу. Дети смотрят на пузырьковую колонну с рыбками. Психолог обращает внимание на смену цвета воды. Детям предлагается мысленно заполнить свое тело каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание детей на сохранении цвета ярким и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более четкими. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.
Функциональное упражнение «Послушать тишину»
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. 
И. п. -  сидя на стуле. Закрыть глаза и последовательно слушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
Функциональное упражнение с правилами «зайчики Солар» 
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. 
Дети сидят на стульчиках, или лежат на полу. Инструктор произносит команды: «зайцы» (дети в это время должны подтянуть ноги к животу ноги), «убегают» (дети протягивают руки к бликам на потолке), «попрощаемся» (дети встают и машут руками), «снова прибежали» (дети хлопают в ладоши), «Солар» (дети берутся за руки и ходят в хороводе под бликами прибора «Солар»). Затем игра повторяется, но ведущим становится один из детей.
Функциональное упражнение «Море волнуется...» 
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля. 
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит: «Море волнуется - раз! Море волнуется - два! Море волнуется - три! Морская фигура - замри!»
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.
Релаксационные упражнения:
«Поза покоя». 
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть в кресло, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами: «Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но пока не все умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая - очень легкая, простая, замедляется движенье, исчезает напряженье... И становится понятно - расслабление приятно».
Психолог включает ковер «Млечный путь» и проводит релаксацию. В конце дети делятся своими ощущениями и впечатлениями от занятия. Договариваются о новой встрече.
Релаксация «Лучики»
Цель: расслабление мышц ног. 
Инструкция: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются; Как хорошо, приятно стало. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем!
Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены.
Релаксация «Кораблик»
 Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса. 
Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем»
Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя. Дети усаживаются в кресла. Закрывают глаза.
Инструктор:
«Снова руки на колени,
А теперь немного лени...
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело...
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко».
Коммуникативное упражнение «Головомяч»
Цель: развитие навыков сотрудничества и двигательного контроля. Участники разбиваются на пары или тройки, ложатся на пол голова к голове. Между головами находится мяч, который необходимо поднять с помощью голов и подняться самим. Некоторое время можно передвигаться по комнате, удерживая мяч головами.

1.     Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В.
Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
2.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать?

29 комментариев:

  1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Спасибо Вам большое! Моя копилочка пополнилась новыми играми. Они отлично подходят для небольшой группы, которая со мной ежедневно остаётся на внеурочку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Использовать игры можно на разный возраст, как для дошкольников, так и для детей начальной школы.

      Удалить
  2. Виктория Александровна! Отлично! Спасибо за превосходные игры! УРА!

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Всегда пригодится :))) иметь в запасе несколько игр.

      Удалить
  4. Виктория,, здравствуй! Тобою подобраны игры разной направленности. Особенно люблю игры направленные на формирование межполушарного взаимодействия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Юля!
      Я подбираю игры по необходимости и для рекомендаций, есть структурированная картотека по направлениям.

      Удалить
  5. С ноября моя внученька ходит в садик (выбирала я сама по рекомендации коллег, отзывам знакомых), интересно, там так же продуктивно проходят занятия? Что-то как-то без огласки. Может быть, еще слишком малы детки? Ладно, подождем, но ссылку на Ваш блог и все интересные публикации всегда отправляю и воспитателям на электронный адрес (как-то при случае взяла), и всем своим знакомым. Спасибо, Виктория Александровна, за Вашу копилку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Уж мы с Вами знаем, что и с маленькими детками можно очень даже продуктивно работать :)

      Удалить
  6. Спасибо, Виктория Александровна! Очень полезно вспомнить и найти новое!

    ОтветитьУдалить
  7. Виктория Александровна, здравствуйте! спасибо за интересные игры, буду их применять в своей работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья!
      Под ярлыком "Картотека" есть еще много игр.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Виктория Александровна! Огромное спасибо за подборку игр для релаксации. Многие можно применять в условиях урока в качестве динамической паузы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Буду рада если игры и упражнения пригодятся.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна! Отличная подборка игр, спасибо большое! Порекомендую нашим педагогам.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуй, Вика! Очень хорошо иметь под рукой ценный и необходимый в работе материал!!! Спасибо за подборку!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Люда!
      Блог помогает организовать любой вид деятельности :) Это моя личная копилочка :)))

      Удалить
  11. Спасибо! Мне тоже кое-что пригодится для монтессорианских упражнений в тишине

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна!
      У Вас уже есть опыт работы в группах Монтессори, и Ваш опыт, которым Вы делитесь с читателями блога очень ценен.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна! Спасибо, что оживили в памяти некоторые игры. Как-то подзабылись, но они интересны и достаточно удачны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Я когда начинаю что-то искать, то всегда нахожу те игры, которые уже знаю, но как-то они подзабылись. И всегда радует, что освежила воспоминания.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Виктория Александровна!Из Вашей практики многое взяла для себя! Спасибо, что щедро делитесь с нами!Моя копилочка игр пополнилась благодаря Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
      Мне очень приятно, что материал опубликованный в блоге полезен 😀

      Удалить
  14. Вика, огромное спасибо за коллекцию чудесных игр и релаксаций! Путешествие на облаке очень понравилось!

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Виктория Александровна! Что-то я давно к Вам не заглядывала... А у Вас тут такая копилка! У меня 3 внук в садик пошёл - думаю, такая копилка будет интересна! Да и дома можно поиграть! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Да, спасибо, Виктория Александровна! Прекрасные упражнения!
    Послушать тишину полезно бывает и взрослым))) И мячик из газеты - прекрасное решение!

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]