четверг, 12 мая 2016 г.

Тренинг на сплочение детского коллектива «Я и мой класс»



Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!

Идея провести тренинг для детей начальной школы, возникла совсем не спонтанно, как это могло бы показаться. Общаясь с учителем начальных классов Надеждой Александровной Самойловой, автором блогов «Азбука сердца»  и «Казачья сотня», мы уже давно обговаривали различные варианты сотрудничества.

Но в силу того, что обе стороны достаточно загружены работой и имеют плотный график работы, встречу организовать, никак не удавалось. Но вот наступил благоприятный период (трудовой отпуск) и обговорив все организационные моменты я отправляюсь в гости к Надежде Александровне и её воспитанникам.
    Целью данного тренинга было не только сплочение детского коллектива, но и создание благоприятного психологического климата в классе. У ребят завтра ответственный день, они пишут итоговую контрольную работу. Все игры и упражнения, о которых сегодня пойдет речь были направлены на преодоление барьера в межличностных отношениях и развитие коммуникативных навыков. Ребята должны были почувствовать принадлежность к группе. 

И вот, я стою перед тридцатью учениками. 
Интересно почувствовать себя в педагогом-психологом в школе. А ведь когда-то 18 лет тому назад, моя карьера педагога-психолога началась в школе. 

На меня смотрят тридцать пар глаз. И в некоторых читается неопределенность, что же будет происходить дальше… 
     Сначала развеяла мифы о психологах, рассказала сказку и пообещала, что никого не буду «выводить на чистую воду», а буду помогать находить дополнительные ресурсы, которые способны направить деятельность ребят в продуктивное русло.
      Ребятам было предложено создать образ своего имени.
Из тонированной бумаги без помощи ножниц, сделать фигуру  любой формы (овал, многоугольник, звезда и т.д.). 


А потом взять фломастер любого понравившегося цвета и написать имя для этого занятия. Имя выбирали любое, то какое предпочитает ребёнок  в данный момент.


                                                                     

Для того, чтобы все привыкли к новым именам на помощь пришла игра «Прошепчи». Ребята бродили по классу, подходили к разным детям и шептали на ушко то имя, которое написали на «образе». 

Потом когда они представились друг другу, то нужно было подходить к разным детям и шептать уже их имя.
Смешную игру «Друг к дружке», в которой нужно делать всё быстро-быстро. Ребята здоровались  друг с другом разными частями.  Все быстро освоили игру и действовали быстро.
       На следующем этапе тренинга пришлось потрудиться. Так как  в ходе совместной работы проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. 
 

Эта игра вовлекла детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Так как нужно было составить список того, что объединяет детей в данной группе. После выполнения упражнения и анализа списков «Все мы чем-то похожи...» выяснилось, что всех объединяет учёба в классе, то что все они казачата, уважение к Надежде Александровне и любовь к пицце.
 
 Игра «Машины» помогла у детей снизить психоэмоциональное напряжение. Объединившись в небольшие группы, взаимодействуя друг с другом, дети представили собой одну единую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.
Когда все выбрали, какой машиной они хотят стать, ребята ее "запустили", а другие дети должны были угадать, что за машину они придумали.
Интерактивную технология «Мировое кафе»   активно использую в своей деятельности, поэтому следующая работа над понятиями: «Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство» строилась по принципу работы той техники.
Каждой команде предложено:
1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия




В конце работы участники делают презентацию своего понятия, высказываются, с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.
Время летит быстро, а запланировано ещё очень много…
Театрализованное представление, без предварительной подготовки. Импровизированная ширма и дебют юных артистов.

Тренинг подходит к завершению, и настала время рефлексии.
На лепестках «Ромашки» ребята пишут:
 – Кому, что понравилось, что не понравилось.
  
А вот одно упражнение мы не успели сделать. И оно стало домашним заданием. Участникам тренинга я раздала листы с именами одноклассников. Им нужно будет придумать и записать на листе дружескую и приятную фразу в адрес того, чьё имя им выпало случайно. Главное условие - фразы должны быть доброжелательными, позитивными.
Спасибо Надежде Александровне за фото и видео материал. Мне было приятно работать с Вами и казачатами!


*Взгляд со стороны :)

"Адвокат" детской души в гостях у старших казачат, или Снимаем напряжение перед ВПР



 

49 комментариев:

  1. Дорогая Виктория Александровна! Спасибо Вам большое за то, что нашли время и пришли к нам! Очень и очень понравилась встреча! Теперь нам непременно нужно будет посететить ваш детский сад с казачатами.
    Сейчас прочитала Ваш последний комментарий на АС. Я фотографии в сообщении вижу, а вот в комментариях не отображаются.
    С Вашего позволения, видео размещу на "Казачьей сотне". Спасибо еще раз за все-все!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте!
      Я с удовольствием провела тренинг в Вашем классе. Очень надеюсь, что я смогла достигнуть поставленной цели и у ребят снизился уровень психоэмоционального напряжения.
      Конечно :) я не против, размещайте видеоматериал на блоге казачат, ведь благодаря Вам он вообще существует!
      И Вам огромное спасибо за всё-всё-всё!

      Удалить
    2. Сегодня спросила у казачат - помог ли им тренинг в написании ВПР? Хором: "ДАААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!" Хорошие баллы получили, так что спасибо преогромное, Виктория Александровна, от всего 4"Б"!

      Удалить
    3. Надежда Александровна, значит мы достигли поставленной цели!!!
      Это самое важное :)

      Удалить
  2. Виктория Александровна, огромное спасибо за встречу, за общение за тренинг. Как мне такого педагога не хватает)))
    [im#]https://2.bp.blogspot.com/-4pcVPD4u7TU/VzTY9IRkd9I/AAAAAAAAO7g/1ICwHj8gZmYy_spJpO0BZZrKtWrZepx5gCLcB/s1600/DSC01591.JPG[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Психопрофилактика очень важна для детей. Ведь проведя несколько упражнений и организовав деятельность детей, можно избежать проблем. Очень надеюсь, что к Вам в школу придет хороший профессионал, который сможет организовать работу психологической службы. Очень рада нашему знакомству и общению!
      Спасибо за фотографию :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна!Какой интересный тренинг получился, сколько положительных эмоций. Понравилась игра "Машины" (правда не угадала, что представляют). Дети сами выбирали какую машину будут представлять или что предложили, то и показывали?
    Театрализация очень понравилась, молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, добрый день!
      Четвероклашки оказались шумным народом :)) но это всё было в рамках выполняемой работы.
      Ученики сами выбирали :), какой "Машиной" они станут. При выполнении задания возникали трудности, так как нужно было группе договориться и действовать слаженно и каждый отвечал за свою часть-деталь машины.

      Удалить
  4. Вот именно таких психологов и нет в школах...:( Тогда, когда они особенно нужны... а ведь благоприятный климат в коллективе - самая важная составляющая. Вы молодец, Виктория Александровна, уверена, что Ваши игры помогут ребятам в написании контрольных работ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, здравствуйте!
      Жаль конечно, что не во всех школах достойно функционирует психологическая служба. Я очень надеюсь, что время проведенное с ребятами будет для них ресурсным. Спасибо за Ваше внимание и интерес!

      Удалить
  5. интересный опыт взаимодействия со школьниками после малышей. Получилось здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, здравствуй! Будем стараться налаживать взаимодействие. На учебный год запланируем мероприятие, чтобы казачата могли познакомиться с нашими дошкольниками.

      Удалить
  6. Как здорово! Очень понравились игры. Сразу подумалось что можно использовать в работе с педагогами и родителями. Игра Машины - да - супер! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, здравствуй!
      Рекомендую :) Фопель К. "Как научить детей сотрудничать?" это кладезь психологических игр и упражнений. Всегда можно подобрать то что нужно для определенных мероприятий. ;) Это у меня настольная книга :)

      Удалить
  7. Добрый день, Виктория Александровна!
    Потрясающе!!! Вот даже во время отпуска Вы не сидите на месте, помогаете, да и просто работаете! А вообще - классно, что знакомство блогами переросло в реальные встречи и реальную помощь!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      У меня краткосрочный трудовой отпуск, по семейным обстоятельствам. Так как я не могу далеко уехать :( зато могу что-то сделать полезное :)
      Это действительно здорово, когда можно не только общаться через блоги, но встретиться и помочь друг другу.

      Удалить
  8. Просто великолепный тренинг! Очень понравились игры и театр. Спасибо, Вика, наполняюсь Вашими идеями и все больше люблю психологические игры).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, очень рада, что моя профессиональная деятельность оказывается для тебя интересной и вдохновляющей :)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна! Очень интересная встреча, глаза ребят горят, улыбки на лицах говорят о многом!!!
    А сколько по времени длился ваш тренинг? Наверное за один урок не возможно столько сделать???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Викторовна, здравствуйте!
      Да, глаза у ребят действительно горели. В конце тренинга мы с ними обнимались :) как старые знакомые. Время пролетело быстро. Ни я ни ребята не замечали звонка с урока. Рассчитывала уложиться в 40 минут, а получилось два урока. Спасибо Надежде Александровне, что не прерывала процесс тренинга.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Виктория Александровна. Просто великолепно, что осуществилась такая игровая связь между психологом ДОУ и ребятами школьниками перед экзаменами. Уверена, что все пройдет хорошо. Ребята и так боевые, у них такой "атаман", Надежда Александровна, а тут и настрой положительный. На фото дети раскрепощены, смеются от души, хотя видели Вас впервые. Значит Ваша работа выполнена на 5.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тамара Степановна, здравствуйте!
      Я всё больше нахожу "плюсов" в блоговедении. Ведь общение непосредственно через блог :) переросло в блоговстречи, а теперь еще и в совместную деятельность, которая приносит пользу. Спасибо Вам за оценку :)

      Удалить
  11. Добрый день, Виктория Александровна! Какая Вы умничка! Очень интересный тренинг! А к нам в гости придете? Будем очень рады!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Спасибо :) вроде бы я особенного ничего не сделала :)
      Я конечно приду в гости, если Вы меня приглашаете ;) Нужно только договориться, чтобы было удобно нам встретиться.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна!!! Замечательный тренинг на сплочение детского коллектива!!! И время быстро пролетело и дети в восторге!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуйте!
      У нас действительно время пролетело. Для меня было важно, чтобы дети активно взаимодействовали друг с другом. И могли снизить уровень тревожности перед предстоящей контрольной.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Удивительно! Поразительно!Очень понравилось! Спасибо огромное за объяснения!Хочу некоторые упражнения провести на своих нынешних детках, а потом и на первочках!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Я рада, что Вам понравился тренинг и Вы нашли для себя полезную информацию.
      Игры все очень простые, так что Вы с легкостью сможете их применять.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Виктория Александровна!Две творческие личности (Вы и Надежда Александровна) доставили столько удовольствия ребятам.Детские глаза блестят, улыбки на лицах-это результат Вашей слаженной работы. Замечательную сделали подборку групповых игр. Театрализованную сказку (пальчиковая) отыграли детки на пять. Молодцы! Очень понравилось! Виктория Александровна, как всегда на 5+!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Бахткалеевна, здравствуйте!
      Мне очень приятно, что Вы оценили нашу работу :) Мне понравилось работать с детьми младшего школьного возраста. Они так интересно высказывают свою точку зрения, аргументируют и это всё результат работы Надежды Александровны :)
      Самое важное, что ребята хорошо написали ВПР!

      Удалить
  15. Браво, Виктория Александровна! Браво, казачата-артисты! Горжусь, что в дошкольном образовании такие классные психологи. Сама бы с удовольствием поиграла в такие игры, наверное, чувствуется конец учебного года. Спасибо, что напомнили о Фопеле, обязательно в него загляну.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Васильевна, спасибо! Я уважаю Ваше мнение, так как Вы компетентный педагог и методист, поэтому Ваше мнение очень ценю!

      Удалить
  16. Вика, очень интересно! И опыт замечательный, и такое потрясающее продолжение блогодружбы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, это был очень ценный опыт взаимодействия :)

      Удалить
  17. Виктория Александровна, здравствуйте!
    Вы умница! Вот они, блогодрузья: даже в отпуске помогут друг другу ))
    Игры очень понравились детям (это видно по фотографиям). Все ребята получили удовольствие. И первоначальное напряжение от встречи было моментально снято. Думаю, Вы теперь добрый друг и казачат ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, прочитав внимательно фоторепортаж и у Надежды Александровны, хочу обратиться к Вам с просьбой ))
      Через три недели мои ученики начинают сдавать ЕГЭ. Может, есть какие-то упражнения и для 11-тиклассников. Очень хочется их успокоить и успокоиться самой.

      Удалить
    2. Спасибо, Ольга Николаевна! За Ваш отклик и Ваше мнение.
      Я Вам могу также порекомендовать Фопель К. "Как научить детей сотрудничать?" так как в сборнике можно выбрать нужные упражнения, которые подойдут и старшеклассникам. Книгу можно скачать в интернете.
      У Вас все получится и Ваши ребята справятся с ЕГЭ.

      Удалить
    3. Виктория Александровна, здравствуйте!
      Огромное спасибо за отклик! Книгу нашла в Интернете.
      Может, Вы посоветуете, на какую игру обратить внимание?
      Спасибо огромное за профессионализм и дружбу! ))

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, для организации можно взять пару игр из раздела - установление контакта; для концентрации внимания - навыки учения, как добиться успеха; на завершение - повышаем самоуважение.
      По две игры из каждого раздела помогут снизить уровень напряжения и почувствовать уверенность.

      Удалить
  18. Здравствуйте, Виктория Александровна! Сначала в блоге Надежды Александровны побывала, теперь к Вам заглянула :) У нас в школе тоже отличный психолог, так что я обязательно попрошу ее в следующем году и к нам внепланово заглянуть, перед ВПР ;) От напряжения ведь тоже надо будет избавляться, так что спасибо за подсказку :) Театральная импровизация - класс! Представляю, как дети рассказывали дома о таком замечательном занятии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, здравствуйте! Это замечательно, что педагог-психолог в вашей школе проводит тренинги для снижение психоэмоционального напряжения. Мне кажется они должны быть обязательными, так как уровень тревожности перед экзаменами очень велик.

      Удалить
  19. Здравствуй, Вика!!! Спасибо за репортах о встрече, мне было так интересно, особенно понравилось видео о невероятных человечках и об их приключениях на планете))))Согласна со словами Надежды Александровны, если бы все коллеги блогеры собрались в одном учреждении и начали работать - это была бы БОМБА!!! Да, по поводу неполадок в блоге, ничего не пойму, слетели пара виджетов, вместо облака тегов написано, что в коде найдена ошибка, его нужно удалить..... что случилось, Викуль, ты не в курсе??????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, здравствуй!Да, блог не только знакомит с интересными авторами, но и помогает организовать различные мероприятия. У нас есть пример - блоговствречи, а ещё публикация сборников :)
      Люда, я не знаю... что происходит с настройками на blogspot очень много различных ошибок выдаёт. Проблемы и с виджетами, и с фотографиями, и с публикациями.

      Удалить
  20. Здравствуйте, Виктория Александровна! Всегда интересно читать ваши блоги. У меня к вам только один вопрос, как у начинающего психолога и блогера: как вы все успеваете?! Вы большая молодец.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здравствуйте!
      Как-то успеваю :) планирую,реализую, анализирую и вношу коррективы :)
      Спасибо за Ваш интерес к моей деятельности.

      Удалить
  21. Здравствуйте, Виктория Александровна! Вы просто большая молодец, что смогли провести такое замечательное занятие с ребятами. Теперь они не будут бояться психологов. А то мне приходилось слышать "не будешь слушаться - отправлю к психологу - он тебя на учет поставит, а это пятно на всю жизнь". Правда - кошмарное заявление?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, спасибо :) за ваше внимание к работе дошкольного психолога. В детском саду дети не боятся педагога-психолога :) они знают, что им будет весело и они будут играть. А вот школьники зажимаются. Сказываются мифы и глупые запугивания.

      Удалить
  22. Виктория Александровна, замечательный тренинг! Детям нужна такая деятельность в любом возрасте. Жаль, что чаще работа психологов в школе сводится к обработке тестов диагностики. А у учителя - работе с документацией. Хотелось бы, чтобы психологический тренинг был одним из ведущих форматов проведения классного часа, это была бы ощутимая польза и детям, и учителям, и школе, и родителям. Но прежде всего детям. А то ведь все чаще сталкиваешься с таким парадоксом, что ребенка система образования задвигает на периферию, выводя во главу угла методику преподавания или инновацию)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      К сожалению в школах недостаточно уделяется внимание психопрофилактике, хотя её важность отмечается всеми специалистами. Для данного направления работы нужен опыт и знания, тогда педагог-психолог опираясь на свои знания и опыт может организовать работу по предупреждению психоэмоционального напряжения и созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]