Здравствуйте,
уважаемые читатели и гости блога!
Идея провести тренинг для детей начальной школы,
возникла совсем не спонтанно, как это могло бы показаться. Общаясь с учителем
начальных классов Надеждой Александровной Самойловой, автором блогов «Азбука сердца» и «Казачья сотня», мы уже давно обговаривали
различные варианты сотрудничества.
Но в силу того, что обе стороны достаточно загружены работой и имеют плотный график работы, встречу организовать, никак не удавалось. Но вот наступил благоприятный период (трудовой отпуск) и обговорив все организационные моменты я отправляюсь в гости к Надежде Александровне и её воспитанникам.
Целью данного тренинга было не только сплочение
детского коллектива, но и создание благоприятного психологического климата в классе. У
ребят завтра ответственный день, они пишут итоговую контрольную работу. Все игры
и упражнения, о которых сегодня пойдет речь были направлены на преодоление
барьера в межличностных отношениях и развитие коммуникативных навыков. Ребята
должны были почувствовать принадлежность к группе.
И вот, я стою
перед тридцатью учениками.
Интересно почувствовать себя в педагогом-психологом в школе. А ведь когда-то 18 лет тому назад, моя карьера педагога-психолога началась в школе.
Интересно почувствовать себя в педагогом-психологом в школе. А ведь когда-то 18 лет тому назад, моя карьера педагога-психолога началась в школе.
На меня
смотрят тридцать пар глаз. И в некоторых читается неопределенность, что же
будет происходить дальше…
Сначала развеяла мифы о психологах, рассказала сказку и пообещала, что никого не буду «выводить на чистую воду», а буду помогать находить дополнительные ресурсы, которые способны направить деятельность ребят в продуктивное русло.
Сначала развеяла мифы о психологах, рассказала сказку и пообещала, что никого не буду «выводить на чистую воду», а буду помогать находить дополнительные ресурсы, которые способны направить деятельность ребят в продуктивное русло.
Ребятам
было предложено создать образ своего имени.
Из тонированной бумаги без помощи ножниц, сделать фигуру любой формы (овал, многоугольник, звезда и т.д.).
А потом взять фломастер любого понравившегося цвета и написать имя для этого занятия. Имя выбирали любое, то какое предпочитает ребёнок в данный момент.
Для того, чтобы все привыкли к новым именам на помощь пришла игра «Прошепчи». Ребята бродили по классу, подходили к разным детям и шептали на ушко то имя, которое написали на «образе».
Потом когда они представились друг другу, то нужно было подходить к разным детям и шептать уже их имя.
Из тонированной бумаги без помощи ножниц, сделать фигуру любой формы (овал, многоугольник, звезда и т.д.).
А потом взять фломастер любого понравившегося цвета и написать имя для этого занятия. Имя выбирали любое, то какое предпочитает ребёнок в данный момент.
Для того, чтобы все привыкли к новым именам на помощь пришла игра «Прошепчи». Ребята бродили по классу, подходили к разным детям и шептали на ушко то имя, которое написали на «образе».
Потом когда они представились друг другу, то нужно было подходить к разным детям и шептать уже их имя.
Смешную игру «Друг к дружке», в
которой нужно делать всё быстро-быстро. Ребята здоровались друг с другом разными частями. Все быстро освоили игру и действовали быстро.
На следующем этапе тренинга пришлось потрудиться. Так как в ходе совместной работы проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими.
Эта игра вовлекла детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Так как нужно было составить список того, что объединяет детей в данной группе. После выполнения упражнения и анализа списков «Все мы чем-то похожи...» выяснилось, что всех объединяет учёба в классе, то что все они казачата, уважение к Надежде Александровне и любовь к пицце.
Игра «Машины» помогла у детей снизить психоэмоциональное напряжение. Объединившись в небольшие группы, взаимодействуя друг с другом, дети представили собой одну единую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.
На следующем этапе тренинга пришлось потрудиться. Так как в ходе совместной работы проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими.
Эта игра вовлекла детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Так как нужно было составить список того, что объединяет детей в данной группе. После выполнения упражнения и анализа списков «Все мы чем-то похожи...» выяснилось, что всех объединяет учёба в классе, то что все они казачата, уважение к Надежде Александровне и любовь к пицце.
Игра «Машины» помогла у детей снизить психоэмоциональное напряжение. Объединившись в небольшие группы, взаимодействуя друг с другом, дети представили собой одну единую машину. Игра пробуждает у детей положительные эмоции и веру в сплоченность класса.
Когда все выбрали, какой машиной они хотят стать, ребята
ее "запустили", а другие дети должны были угадать, что за машину они
придумали.
Интерактивную технология «Мировое кафе» активно использую в своей деятельности,
поэтому следующая работа над понятиями: «Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство» строилась по принципу работы той техники.
Каждой
команде предложено:
1.
Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия
В конце работы
участники делают презентацию своего понятия, высказываются, с чем согласны и с
чем не согласны при добавлении другими командами.
Время летит
быстро, а запланировано ещё очень много…
Театрализованное представление, без
предварительной подготовки. Импровизированная ширма и дебют юных артистов.
Тренинг
подходит к завершению, и настала время рефлексии.
На
лепестках «Ромашки» ребята пишут:
А вот одно упражнение мы не успели
сделать. И оно стало домашним заданием. Участникам тренинга я раздала листы с
именами одноклассников. Им
нужно будет придумать и записать на листе дружескую и приятную фразу в адрес
того, чьё имя им выпало случайно. Главное условие - фразы должны быть доброжелательными,
позитивными.
Спасибо
Надежде Александровне за фото и видео материал. Мне было приятно работать с
Вами и казачатами!
*Взгляд
со стороны :)
Дорогая Виктория Александровна! Спасибо Вам большое за то, что нашли время и пришли к нам! Очень и очень понравилась встреча! Теперь нам непременно нужно будет посететить ваш детский сад с казачатами.
ОтветитьУдалитьСейчас прочитала Ваш последний комментарий на АС. Я фотографии в сообщении вижу, а вот в комментариях не отображаются.
С Вашего позволения, видео размещу на "Казачьей сотне". Спасибо еще раз за все-все!
Надежда Александровна, здравствуйте!
УдалитьЯ с удовольствием провела тренинг в Вашем классе. Очень надеюсь, что я смогла достигнуть поставленной цели и у ребят снизился уровень психоэмоционального напряжения.
Конечно :) я не против, размещайте видеоматериал на блоге казачат, ведь благодаря Вам он вообще существует!
И Вам огромное спасибо за всё-всё-всё!
Сегодня спросила у казачат - помог ли им тренинг в написании ВПР? Хором: "ДАААААААААА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!" Хорошие баллы получили, так что спасибо преогромное, Виктория Александровна, от всего 4"Б"!
УдалитьНадежда Александровна, значит мы достигли поставленной цели!!!
УдалитьЭто самое важное :)
Виктория Александровна, огромное спасибо за встречу, за общение за тренинг. Как мне такого педагога не хватает)))
ОтветитьУдалить[im#]https://2.bp.blogspot.com/-4pcVPD4u7TU/VzTY9IRkd9I/AAAAAAAAO7g/1ICwHj8gZmYy_spJpO0BZZrKtWrZepx5gCLcB/s1600/DSC01591.JPG[/im]
Анна Борисовна, здравствуйте!
УдалитьПсихопрофилактика очень важна для детей. Ведь проведя несколько упражнений и организовав деятельность детей, можно избежать проблем. Очень надеюсь, что к Вам в школу придет хороший профессионал, который сможет организовать работу психологической службы. Очень рада нашему знакомству и общению!
Спасибо за фотографию :)
Здравствуйте, Виктория Александровна!Какой интересный тренинг получился, сколько положительных эмоций. Понравилась игра "Машины" (правда не угадала, что представляют). Дети сами выбирали какую машину будут представлять или что предложили, то и показывали?
ОтветитьУдалитьТеатрализация очень понравилась, молодцы!
Нелли Анатольевна, добрый день!
УдалитьЧетвероклашки оказались шумным народом :)) но это всё было в рамках выполняемой работы.
Ученики сами выбирали :), какой "Машиной" они станут. При выполнении задания возникали трудности, так как нужно было группе договориться и действовать слаженно и каждый отвечал за свою часть-деталь машины.
Вот именно таких психологов и нет в школах...:( Тогда, когда они особенно нужны... а ведь благоприятный климат в коллективе - самая важная составляющая. Вы молодец, Виктория Александровна, уверена, что Ваши игры помогут ребятам в написании контрольных работ.
ОтветитьУдалитьЖанна Витальевна, здравствуйте!
УдалитьЖаль конечно, что не во всех школах достойно функционирует психологическая служба. Я очень надеюсь, что время проведенное с ребятами будет для них ресурсным. Спасибо за Ваше внимание и интерес!
интересный опыт взаимодействия со школьниками после малышей. Получилось здорово!
ОтветитьУдалитьАлёна, здравствуй! Будем стараться налаживать взаимодействие. На учебный год запланируем мероприятие, чтобы казачата могли познакомиться с нашими дошкольниками.
УдалитьКак здорово! Очень понравились игры. Сразу подумалось что можно использовать в работе с педагогами и родителями. Игра Машины - да - супер! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАлёна, здравствуй!
УдалитьРекомендую :) Фопель К. "Как научить детей сотрудничать?" это кладезь психологических игр и упражнений. Всегда можно подобрать то что нужно для определенных мероприятий. ;) Это у меня настольная книга :)
Добрый день, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьПотрясающе!!! Вот даже во время отпуска Вы не сидите на месте, помогаете, да и просто работаете! А вообще - классно, что знакомство блогами переросло в реальные встречи и реальную помощь!!!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
УдалитьУ меня краткосрочный трудовой отпуск, по семейным обстоятельствам. Так как я не могу далеко уехать :( зато могу что-то сделать полезное :)
Это действительно здорово, когда можно не только общаться через блоги, но встретиться и помочь друг другу.
Просто великолепный тренинг! Очень понравились игры и театр. Спасибо, Вика, наполняюсь Вашими идеями и все больше люблю психологические игры).
ОтветитьУдалитьАня, очень рада, что моя профессиональная деятельность оказывается для тебя интересной и вдохновляющей :)
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна! Очень интересная встреча, глаза ребят горят, улыбки на лицах говорят о многом!!!
ОтветитьУдалитьА сколько по времени длился ваш тренинг? Наверное за один урок не возможно столько сделать???
Екатерина Викторовна, здравствуйте!
УдалитьДа, глаза у ребят действительно горели. В конце тренинга мы с ними обнимались :) как старые знакомые. Время пролетело быстро. Ни я ни ребята не замечали звонка с урока. Рассчитывала уложиться в 40 минут, а получилось два урока. Спасибо Надежде Александровне, что не прерывала процесс тренинга.
Здравствуйте, Виктория Александровна. Просто великолепно, что осуществилась такая игровая связь между психологом ДОУ и ребятами школьниками перед экзаменами. Уверена, что все пройдет хорошо. Ребята и так боевые, у них такой "атаман", Надежда Александровна, а тут и настрой положительный. На фото дети раскрепощены, смеются от души, хотя видели Вас впервые. Значит Ваша работа выполнена на 5.
ОтветитьУдалитьТамара Степановна, здравствуйте!
УдалитьЯ всё больше нахожу "плюсов" в блоговедении. Ведь общение непосредственно через блог :) переросло в блоговстречи, а теперь еще и в совместную деятельность, которая приносит пользу. Спасибо Вам за оценку :)
Добрый день, Виктория Александровна! Какая Вы умничка! Очень интересный тренинг! А к нам в гости придете? Будем очень рады!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна!
УдалитьСпасибо :) вроде бы я особенного ничего не сделала :)
Я конечно приду в гости, если Вы меня приглашаете ;) Нужно только договориться, чтобы было удобно нам встретиться.
Здравствуйте, Виктория Александровна!!! Замечательный тренинг на сплочение детского коллектива!!! И время быстро пролетело и дети в восторге!!!
ОтветитьУдалитьНаталья, здравствуйте!
УдалитьУ нас действительно время пролетело. Для меня было важно, чтобы дети активно взаимодействовали друг с другом. И могли снизить уровень тревожности перед предстоящей контрольной.
Здравствуйте, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьУдивительно! Поразительно!Очень понравилось! Спасибо огромное за объяснения!Хочу некоторые упражнения провести на своих нынешних детках, а потом и на первочках!
Ольга Николаевна, здравствуйте!
УдалитьЯ рада, что Вам понравился тренинг и Вы нашли для себя полезную информацию.
Игры все очень простые, так что Вы с легкостью сможете их применять.
Здравствуйте, Виктория Александровна!Две творческие личности (Вы и Надежда Александровна) доставили столько удовольствия ребятам.Детские глаза блестят, улыбки на лицах-это результат Вашей слаженной работы. Замечательную сделали подборку групповых игр. Театрализованную сказку (пальчиковая) отыграли детки на пять. Молодцы! Очень понравилось! Виктория Александровна, как всегда на 5+!
ОтветитьУдалитьИрина Бахткалеевна, здравствуйте!
УдалитьМне очень приятно, что Вы оценили нашу работу :) Мне понравилось работать с детьми младшего школьного возраста. Они так интересно высказывают свою точку зрения, аргументируют и это всё результат работы Надежды Александровны :)
Самое важное, что ребята хорошо написали ВПР!
Браво, Виктория Александровна! Браво, казачата-артисты! Горжусь, что в дошкольном образовании такие классные психологи. Сама бы с удовольствием поиграла в такие игры, наверное, чувствуется конец учебного года. Спасибо, что напомнили о Фопеле, обязательно в него загляну.
ОтветитьУдалитьТатьяна Васильевна, спасибо! Я уважаю Ваше мнение, так как Вы компетентный педагог и методист, поэтому Ваше мнение очень ценю!
УдалитьВика, очень интересно! И опыт замечательный, и такое потрясающее продолжение блогодружбы!
ОтветитьУдалитьКатя, это был очень ценный опыт взаимодействия :)
УдалитьВиктория Александровна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьВы умница! Вот они, блогодрузья: даже в отпуске помогут друг другу ))
Игры очень понравились детям (это видно по фотографиям). Все ребята получили удовольствие. И первоначальное напряжение от встречи было моментально снято. Думаю, Вы теперь добрый друг и казачат ))
Виктория Александровна, прочитав внимательно фоторепортаж и у Надежды Александровны, хочу обратиться к Вам с просьбой ))
УдалитьЧерез три недели мои ученики начинают сдавать ЕГЭ. Может, есть какие-то упражнения и для 11-тиклассников. Очень хочется их успокоить и успокоиться самой.
Спасибо, Ольга Николаевна! За Ваш отклик и Ваше мнение.
УдалитьЯ Вам могу также порекомендовать Фопель К. "Как научить детей сотрудничать?" так как в сборнике можно выбрать нужные упражнения, которые подойдут и старшеклассникам. Книгу можно скачать в интернете.
У Вас все получится и Ваши ребята справятся с ЕГЭ.
Виктория Александровна, здравствуйте!
УдалитьОгромное спасибо за отклик! Книгу нашла в Интернете.
Может, Вы посоветуете, на какую игру обратить внимание?
Спасибо огромное за профессионализм и дружбу! ))
Ольга Николаевна, для организации можно взять пару игр из раздела - установление контакта; для концентрации внимания - навыки учения, как добиться успеха; на завершение - повышаем самоуважение.
УдалитьПо две игры из каждого раздела помогут снизить уровень напряжения и почувствовать уверенность.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Сначала в блоге Надежды Александровны побывала, теперь к Вам заглянула :) У нас в школе тоже отличный психолог, так что я обязательно попрошу ее в следующем году и к нам внепланово заглянуть, перед ВПР ;) От напряжения ведь тоже надо будет избавляться, так что спасибо за подсказку :) Театральная импровизация - класс! Представляю, как дети рассказывали дома о таком замечательном занятии!
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна, здравствуйте! Это замечательно, что педагог-психолог в вашей школе проводит тренинги для снижение психоэмоционального напряжения. Мне кажется они должны быть обязательными, так как уровень тревожности перед экзаменами очень велик.
УдалитьЗдравствуй, Вика!!! Спасибо за репортах о встрече, мне было так интересно, особенно понравилось видео о невероятных человечках и об их приключениях на планете))))Согласна со словами Надежды Александровны, если бы все коллеги блогеры собрались в одном учреждении и начали работать - это была бы БОМБА!!! Да, по поводу неполадок в блоге, ничего не пойму, слетели пара виджетов, вместо облака тегов написано, что в коде найдена ошибка, его нужно удалить..... что случилось, Викуль, ты не в курсе??????
ОтветитьУдалитьЛюда, здравствуй!Да, блог не только знакомит с интересными авторами, но и помогает организовать различные мероприятия. У нас есть пример - блоговствречи, а ещё публикация сборников :)
УдалитьЛюда, я не знаю... что происходит с настройками на blogspot очень много различных ошибок выдаёт. Проблемы и с виджетами, и с фотографиями, и с публикациями.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Всегда интересно читать ваши блоги. У меня к вам только один вопрос, как у начинающего психолога и блогера: как вы все успеваете?! Вы большая молодец.
ОтветитьУдалитьНаталья, здравствуйте!
УдалитьКак-то успеваю :) планирую,реализую, анализирую и вношу коррективы :)
Спасибо за Ваш интерес к моей деятельности.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Вы просто большая молодец, что смогли провести такое замечательное занятие с ребятами. Теперь они не будут бояться психологов. А то мне приходилось слышать "не будешь слушаться - отправлю к психологу - он тебя на учет поставит, а это пятно на всю жизнь". Правда - кошмарное заявление?
ОтветитьУдалитьИрина Валерьевна, спасибо :) за ваше внимание к работе дошкольного психолога. В детском саду дети не боятся педагога-психолога :) они знают, что им будет весело и они будут играть. А вот школьники зажимаются. Сказываются мифы и глупые запугивания.
УдалитьВиктория Александровна, замечательный тренинг! Детям нужна такая деятельность в любом возрасте. Жаль, что чаще работа психологов в школе сводится к обработке тестов диагностики. А у учителя - работе с документацией. Хотелось бы, чтобы психологический тренинг был одним из ведущих форматов проведения классного часа, это была бы ощутимая польза и детям, и учителям, и школе, и родителям. Но прежде всего детям. А то ведь все чаще сталкиваешься с таким парадоксом, что ребенка система образования задвигает на периферию, выводя во главу угла методику преподавания или инновацию)))
ОтветитьУдалитьОльга Александровна, здравствуйте!
УдалитьК сожалению в школах недостаточно уделяется внимание психопрофилактике, хотя её важность отмечается всеми специалистами. Для данного направления работы нужен опыт и знания, тогда педагог-психолог опираясь на свои знания и опыт может организовать работу по предупреждению психоэмоционального напряжения и созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.