вторник, 2 августа 2016 г.

Креативные способы решения проблем - «Метод шесть шляп»

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Мыслительный процесс осуществляется с помощью различных мыслительных операций - сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации. Взрослые умело пользуются мыслительными операциями, а у  детей дошкольного возраста преобладает действенная форма мышления и круг мысли­тельных задач расширяется в этом возрасте особенно быстро. Можно ли повысить результативность своего мышления и научить ребенка различным мыслительным операциям?

«Метод  шести шляп» или иначе «Шесть шляп де Боно».
 Автор метода - Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в. Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.

Возможно, ли применять этот метод в дошкольной образовательной организации с участниками образовательного процесса? Да. С педагогами, родителями воспитанников и детьми 6-7 лет. Этот метод можно активно использовать на педагогических советах, так как он помогает управлять мышлением и переключать его. Метод шести шляп активизирует творческое мышление, структурирует мыслительные операции и эффективно влияет на умственную работу. В момент столкновения различных мнений по одному из актуальных вопросов, применив метод шесть шляп, можно добиться  конструктивного решения с различными точками зрения. Причём, эти точки не будут конфликтовать между собой, а будут существовать параллельно.

Метод шести шляп активизирует процессы мышления в шести различных режимах, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Когда мы сталкиваемся с проблемой, то мы начинаем думать о ней в общем, накладывая друг на друга эмоции, логику, критику…  В итоге у нас получается путаница мыслей и нам сложно оценить трудную ситуацию и принять правильное решение.
Цель метода – научить понимать особенности мышления, контролировать образ мыслей. А шесть цветов (шесть шляп разного цвета) помогают справиться с поставленной задачей.
Каждый цвет нацеливает сфокусировать процесс мышления.
При использовании метода «Шесть шляп де Боно» следует выполнять правила:
1.     Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
2.     Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
3.     При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
4.     Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.
На итоговом педсовете был использован  метод де Боно «Шесть шляп»,  я выступала в роли модератора (примерила на себя синюю шляпу) руководила, следила за  процессом , чтобы он все участники коллективного обсуждения выполняли правила. Метод «Мировое Кафе» в этом очень похож, так как фасилитатору нужно в завершении коллективной коммуникации резюмировать полученные высказывания.

Коллегам, принимавшим участие в педагогическом совете,  было предложено разделиться на пять групп.  Каждая группа  «надевает шляпу» определенного цвета, и  оценивают ситуацию в соответствующем этой шляпе режиме. 

Обсуждение происходило по очереди, и каждая группа высказывала своё мнение.  Рассмотрев вопрос  со всех сторон, метод «шесть шляп» помог коллегам найти новые аргументы, выходящие за рамки привычных решений. 

Каждая группа меняла роли (надевала и снимала шляпы).  Данная работа дала возможность раскрыть коллективный потенциал.

По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.

Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Использованная литература и источники:
Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.
http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0003/

http://psy4self.ru/six_thinking_hats

30 комментариев:

  1. этот метод помню еще со школы. Нам давала какое-то задание математичка. И помню как сложно было играть роль шляпы, не свойственной мне в этом вопросе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алиса Сергеевна!
      Метод "Шесть шляп" активно используется на уроках, так как является хорошим мозговым штурмом. Школьники учатся структурировать информацию.

      Удалить
    2. Простите, Алиса, Сергеевна, а почему "математичка"?

      Удалить
    3. Смею предположить, что нелюбовь к предмету или педагогу нашло отражение в этом слове :(

      Удалить
    4. Странно, но ведь среди читателей явно много педагогов, зачем же так сурово?

      Удалить
  2. Вика,здравствуй! Не значит ли это, что в любой ситуации мы надеваем ту или иную шляпу, даже не подозревая об этом, а потом снимаем и меняем ее в зависимости от ситуации? По крайней мере буду знать предназначение каждой шляпы)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Люда!
      Считается, что со временем человек опирается на стереотипы, мышление становится однотипным и однобоким. Это результат нашего социокультурного опыта, большую роль играет наше эмоциональное состояние. Метод Эдварда де Боно направлен на то, чтобы нарушить привычное для нашего мозга состояние мышления и принятия решений. Посмотреть на проблему с разных точек.

      Удалить
  3. Виктория Александровна, спасибо за напоминание о методе. Помню, играли, творили, штурмовали.
    А я приняла кардинальное решение: лучше никак, чем кое-как. А потому, попрощалась с педагогом-психологом, и теперь в активных поисках. Думала, желающих не найдется, разместив вакансию поняла, люди ищут работу, а вот, хотят ли работать? Есть из кого выбирать, как не ошибиться)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Очень надеюсь, что к Вам в коллектив придёт работать хороший специалист. Который будет любить свою работу, будет активным и творческим педагогом.

      Удалить
    2. Анна Борисовна, желаю, чтобы к Вам и ко всем в коллектив приходили специалисты, которые самым первым будут любить детей и ощущать их! Дети это чувствуют. Ну и, конечно, наблюдательные, творческие, активные, как еще пожелала Виктория Александровна :-)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Спасибо за интересное напоминание - с коллегами часто используем в работе, надо будет попробовать с ребятами...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Метод "Шесть шляп" активно используется среди педагогов. Будет интересно узнать о применении технологии развития критического мышления на уроках географии :) при изучении новой темы.

      Удалить
  5. ВИка, интересный метод. Я в этом году училась сказкотерапии (буду продолжать в этом году). В рамках сказкотерапии метод вообще волшебным получается - сказочное вступление у ЗИнкевич-Евстигнеевой настраивает на волшебство. Мы сами шляпы делали, надев которые обсуждали ситуацию. Было здорово, но долго. СПасибо а твой вариант.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, здравствуй!
      Как интересно (пусть и процесс затянулся) изготовление шляп. Я пошла более лёгким путем. Метод "Шесть шляп мышления" - простой и практичный метод, который позволяет закрепить навыки практического мышления.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Впервые с этим методом столкнулась на курсах повышения квалификации. Немного переработав использовала в работе со старшим дошкольным возрастом.Спасибо за статью, она для меня послужила напоминанием, дети как раз подросли :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Анатольевна!
      Когда посещаем курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, мастер-классы... все это позволяет познакомиться с различными технологиями, методами и приёмами. С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать "шесть шляп" и он поможет сделать общение с ребятами не только интересным, но и продуктивным.

      Удалить
  7. День добрый, Виктория Александровна! Впервые услышала об этом методе на каком-то из конкурсов. Помню, мне тогда очень понравился он. А теперь вот у Вас встретилась с подробным описанием. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте! Метод "шесть шляп" тем хорош, что позволяет разделить мышление на шесть типов. Благодаря этому методу, мышление становится более сфокусированным и устойчивым.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Очень интересный метод. Я его тоже использовала в педагогической практике. Особенно хорошо он шел на заседаниях нашего филиала географического общества, когда надо было оценить маршрут экспедиции))) Он, конечно, затратный в подготовке на детях, но считаю его одним из лучших для системы разновозрастного сотрудничества и тьютерства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Вы на практике знакомы с методом "шесть шляп" и Вы можете адекватно оценить его как способ управления и переключения мышления. Спасибо за Ваш аргументированный комментарий.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Виктория Александровна! Интересный метод, спасибо! Попробую использовать в работе с педагогами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Рада, что метод "шесть шляп" Вас заинтересовал :) я даже представила Вас с синей шляпке.

      Удалить
  10. Вот я и не слышала еще о таком методе, спасибо, Виктория Александровна! Будем знакомы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Никитенко!
      Всегда радуюсь новым читателям блога. Ведь это так важно, что окружающим интересно то, о чём ты пишешь, интересна твоя профессиональная деятельность. Надеюсь, что наше общение будет плодотворным.

      Удалить
  11. Встречала описание этого метода в литературе, а в этом году попробовала на практике. На районном МО педагогов этап рефлексии как раз был проведен с использованием "шести шляп". Наш завуч начальной школы использует его со своими учениками на уроках литературного чтения. У них и шляпы есть соответствующих цветов и у каждой шляпы свое название. Я вытянула "психолога", так что было легко говорить, были еще "критики", "адвокаты", а вот остальные названия забыла. Конечно, знакомство с методом было поверхностным, но достаточно интересным. Наверное, стоит все-таки изучить подробнее. Виктория Александровна, спасибо Вам за описание метода и список источников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Владимировна, здравствуйте!
      Мы с Вами похожи и находимся на одной "волне". Хорошо, когда коллеги понимают друг друга, используют одинаковые приемы, и у них есть возможность поделиться свои опытом.

      Удалить
  12. Виктория Александровна! У вас замечательный блог. Я только что подписалась. Буду с удовольствием читать! Спасибо, что посмотрели мои блоги! Всегда буду рада видеть вас в моих блогах. Будем дружить блогами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, приветствую Вас на страницах моего блога!Конечно будем дружить блогами. Поддерживать друг друга и познавать мир вместе :)

      Удалить
  13. Здравствуйте,Виктория Александровна!Знакома с методом Эдварда де Боно. Сама я его не использовала, но на семинаре учителей начальных классов я познакомилась с этим методом.Интересный метод.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
      Метод достаточно известный среди педагогов. Вот и я поделилась своим опытом :)

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]