воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Арт-приемы в работе педагога-психолога с семьей

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
  Педагоги-психологи в дошкольных образовательных организациях всё чаще привлекают к коррекционно-развивающим занятиям родителей, так как совместная деятельность предполагает качественный результат оказания психологической помощи. Если педагог-психолог организует только индивидуальные занятия с ребёнком дошкольного возраста, то он его рассматривает как источник проблемы, например, развитие ВПФ и ЭВС,  ставит перед собой задачу и решает её. А ребёнок является членом семьи, то и проблема в развитии ребёнка является проблемой семьи.  

Соответственно педагогу-психологу необходимо привлечь родителей к совместной работе. Включение семьи в работу, даёт возможность увидеть своего ребенка в другом виде деятельности, наблюдать ребёнка в процессе игровой деятельности с другими детьми, с взрослыми. Что даёт понимание того, как ребенок чувствует себя в семье, как воспринимает родителей, как относится к конкретной ситуации. 

Задача педагога-психолога - наблюдение за совместной игровой деятельностью ребенка и родителей.  Педагог-психолог обращает на взаимоотношения, сплоченность и как члены семьи реагируют на конфликтные ситуации, могут ли их преодолевать. Какой стиль воспитания, ограничивают ли родители действия ребёнка, как распределяют роли и какие возникают эмоции во время игры.  Это своего рода диагностика внутрисемейных отношений. В этот момент важно всё: тематика рисунка, создание композиции, игровые персонажи, вовлеченность в процесс. 

Приглашая родителей принять участие в коррекционно-развивающей работе, педагог-психолог даёт возможность родителям учиться совместному конструктивному взаимодействию с детьми, они могут наблюдать модели взаимодействия в других семьях. Организовывая такие встречи и используя арт-приёмы, педагог-психолог помогает самовыразиться как детям, так и родителям. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, а их эффективность сказывается на гармонизацию детско-родительских отношений. 

27 комментариев:

  1. Виктория. согласна, семья - система и только системный подход дает результат.
    НА тренинге ДРО так отчетливо проявляется взаимоотношение. Порою бывает так: одна мама на рефлексии говорит: мой сын такой стеснительный, а другая ей в ответ - ну что Вы! Ваш сын такой коммуникабельный - я ведь сама видела только что!
    Спасибо !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, совместные детско-родительские тренинги дают возможность увидеть своего ребёнка глазами других родителей. Лучше понять своего ребенка в момент взаимодействия с ним.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Виктория Александровна! Ваш опыт работы с семьей - бесценный!Отдала сборник нашему педагогу - психологу для изучения и внедрения в практику работы, и конечно же, всегда рекомендую Ваш блог)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Буду только рада, если мой опыт работы будет полезен коллеге.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна! Нельзя сказать, что мы организуем психологические тренинги, но совместные мероприятия проводим. И вот тут-то ярко видно, насколько доверяют родители своим детям, их взаимоотношения. Спасибо за публикации ваших мероприятий. Очень много из них взяла для себя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Вы правильно делаете, что организуете совместные мероприятия. Взаимодействуя со своим ребёнком в совершенно другой обстановке, можно наблюдать то, как строятся внутрисемейные взаимоотношения и педагогу легче строить свою работу с семьёй.

      Удалить
  4. Привлекать родителей - вы ЗДОРОВО придумали, Виктория Александровна!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Виктория Александровна! Хоть я и не профессиональный психолог, но в работе с учениками всегда придерживаюсь Вашей тенденции - совместные усилия детей и их родителей. Не позволяю родителям устраняться, хотя не все, конечно, прислушиваются, а просто от меня сбегают и на звонки не отвечают. Что ж, дело сугубо личное. Но я считаю, без этой связи родитель-ребенок невозможно достичь полноценного результата. Если мы не будем знать первопричину, то и все наши усилия по повышению успеваемости тщетны.
    Спасибо! Как всегда нужный и актуальный пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Рада, что мы понимаем друг друга и придерживаемся одного стиля.
      Да и родители встречаются разные, но большая часть готова на совместную работу, чтобы помочь малышу.

      Удалить
  6. Виктория Александровна, спасибо за Ваши всегда важные и полезные публикации. Только в тандеме ребенок-родитель можно говорить о достижении поставленной цели в ваоспитании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Стараюсь делиться своим опытом, надеясь на то, что он будет полезен и родителям и коллегам.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Виктория Александровна! Соглашусь с Анной Борисовной, но к тандему РЕБЕНОК- РОДИТЕЛЬ добавила бы СПЕЦИАЛИСТ образовательной организации( будь это воспитатель, психолог или учитель). И тогда это уже ТРИ Кита, на которых и стоит система воспитания и обучения, т.е образование.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Полностью с Вами согласна - родитель-ребенок-педагог!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Виктория Александровна. Согласна со всеми авторами комментарий - развивающиеся рядом ребенок+родитель и, конечно, умный, знающий, опытный, любящий педагог, это крепкая команда. Часто видишь на совместных мероприятиях, когда родители не знают, как подступиться к собственному ребенку. А потом мы бьем тревогу, когда ребенок "уходит" с головой в виртуальный мир, или наоборот, на улицу, где много соблазна, а объяснить то некому, что к чему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Наша активная позиция и взаимодействие ДОО с семьёй положительно влияет на взаимоотношения. Так что будем продолжать работу в этом направлении :))))

      Удалить
  9. Виктория, здравствуй. Очень актуальная тема была, есть и, наверное, будет - включение родителей в процесс взаимодействия с ребенком. Организация детско-родительских встреч под чутким "руководством" специалиста помогут решить многие трудности, позволит взглянуть совершенно по другому на своего ребенка, а ребенку на своих родителей. А мы....,мы сможем проанализировать детско-родительские отношения и в нужный момент, дать необходимые рекомендации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй. Юля!
      Не все родители готовы обратиться за помощью и консультацией к специалисту, а принимая участие в подобных мероприятиях, у родителей есть возможность получить квалифицированную помощь и поддержку.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Юлия Александровна! Спасибо, что делитесь со свои багажом знаний, опытом! Это помогает нам в работе. Я тоже использую в началке. Взаимосвязь с родителями очень нужна!Я наблюдаю, что ее, к сожалению, не во всех семьях увидишь. Это сказывается на детях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна :)))))
      То, что Вы используете материалы блога для организации своей профессиональной деятельности, для меня важно, это показатель того, что материалы полезны и актуальны. Спасибо.

      Удалить
  11. Утро доброе, Виктория Александровна! Спасибо вам за пост. Хорошо, когда с родителями, с сембями, работают опытные неравнодушные психологи. Проблем сейчас много, а вот времени на своего ребенка, увы, хватает не у всех. А с тем теряется что-то важное, главное...
    Сейчас почему-то подумалось, что в старину родители вместе с детьми трудились: на полях, по дому... А сейчас вместо ВМЕСТЕ превалирует ЗА (= ВМЕСТО ребенка)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      "ВМЕСТО" сплошь и рядом. Поэтому мы и организуем работу так, чтобы помочь научиться взаимодействовать "ВМЕСТЕ".

      Удалить
  12. Вика, здравствуй!!! Родителей нужно привлекать, вовлекать, а иногда и обучать взаимодействию с собственным ребенком! Только в тесном контакте проявятся истинные взаимоотношения!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, спасибо, за поддержку и понимание важности данного направления работы.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Вот очень диагностична и показательна такая работа с семьей. сразу становится видно, как родители и дети взаимодействуют между собой. Причем не только психологу, но и родителям)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Совершенно верно, участвуя в подобных мероприятиях все остаются в "+".

      Удалить
  14. Ох, Вика, я бы с удовольствием побывала у вас на занятиях))). Часто мы не замечаем за собой каких-то моментов, которые очень хорошо видны со стороны.

    ОтветитьУдалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]