Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Педагоги-психологи в дошкольных
образовательных организациях всё чаще привлекают к коррекционно-развивающим
занятиям родителей, так как совместная деятельность предполагает качественный
результат оказания психологической помощи. Если педагог-психолог организует только индивидуальные занятия с
ребёнком дошкольного возраста, то он его рассматривает как источник проблемы,
например, развитие ВПФ и ЭВС, ставит перед собой задачу и решает её. А ребёнок является членом семьи, то и проблема в развитии ребёнка
является проблемой семьи.
Соответственно педагогу-психологу
необходимо привлечь родителей к совместной работе. Включение семьи в работу,
даёт возможность увидеть своего ребенка в другом виде деятельности, наблюдать
ребёнка в процессе игровой деятельности с другими детьми, с взрослыми. Что даёт
понимание того, как ребенок чувствует себя в семье, как воспринимает родителей,
как относится к конкретной ситуации.
Задача педагога-психолога - наблюдение за
совместной игровой деятельностью ребенка и
родителей. Педагог-психолог обращает на взаимоотношения,
сплоченность и как члены семьи реагируют на конфликтные ситуации, могут ли их
преодолевать. Какой стиль воспитания, ограничивают ли родители действия
ребёнка, как распределяют роли и какие возникают эмоции во время
игры. Это своего рода диагностика внутрисемейных отношений. В
этот момент важно всё: тематика рисунка, создание композиции, игровые персонажи, вовлеченность в
процесс.
Приглашая родителей принять участие в
коррекционно-развивающей работе, педагог-психолог даёт возможность родителям
учиться совместному конструктивному взаимодействию с детьми, они могут
наблюдать модели взаимодействия в других семьях. Организовывая такие встречи и
используя арт-приёмы, педагог-психолог помогает самовыразиться как детям, так и
родителям. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, а их эффективность сказывается на
гармонизацию детско-родительских отношений.
Виктория. согласна, семья - система и только системный подход дает результат.
ОтветитьУдалитьНА тренинге ДРО так отчетливо проявляется взаимоотношение. Порою бывает так: одна мама на рефлексии говорит: мой сын такой стеснительный, а другая ей в ответ - ну что Вы! Ваш сын такой коммуникабельный - я ведь сама видела только что!
Спасибо !
Алёна, совместные детско-родительские тренинги дают возможность увидеть своего ребёнка глазами других родителей. Лучше понять своего ребенка в момент взаимодействия с ним.
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна! Ваш опыт работы с семьей - бесценный!Отдала сборник нашему педагогу - психологу для изучения и внедрения в практику работы, и конечно же, всегда рекомендую Ваш блог)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьБуду только рада, если мой опыт работы будет полезен коллеге.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Нельзя сказать, что мы организуем психологические тренинги, но совместные мероприятия проводим. И вот тут-то ярко видно, насколько доверяют родители своим детям, их взаимоотношения. Спасибо за публикации ваших мероприятий. Очень много из них взяла для себя.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Нелли Анатольевна!
УдалитьВы правильно делаете, что организуете совместные мероприятия. Взаимодействуя со своим ребёнком в совершенно другой обстановке, можно наблюдать то, как строятся внутрисемейные взаимоотношения и педагогу легче строить свою работу с семьёй.
Привлекать родителей - вы ЗДОРОВО придумали, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, да это не я придумала :))))
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна! Хоть я и не профессиональный психолог, но в работе с учениками всегда придерживаюсь Вашей тенденции - совместные усилия детей и их родителей. Не позволяю родителям устраняться, хотя не все, конечно, прислушиваются, а просто от меня сбегают и на звонки не отвечают. Что ж, дело сугубо личное. Но я считаю, без этой связи родитель-ребенок невозможно достичь полноценного результата. Если мы не будем знать первопричину, то и все наши усилия по повышению успеваемости тщетны.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Как всегда нужный и актуальный пост.
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьРада, что мы понимаем друг друга и придерживаемся одного стиля.
Да и родители встречаются разные, но большая часть готова на совместную работу, чтобы помочь малышу.
Виктория Александровна, спасибо за Ваши всегда важные и полезные публикации. Только в тандеме ребенок-родитель можно говорить о достижении поставленной цели в ваоспитании.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьСтараюсь делиться своим опытом, надеясь на то, что он будет полезен и родителям и коллегам.
Здравствуйте, Виктория Александровна! Соглашусь с Анной Борисовной, но к тандему РЕБЕНОК- РОДИТЕЛЬ добавила бы СПЕЦИАЛИСТ образовательной организации( будь это воспитатель, психолог или учитель). И тогда это уже ТРИ Кита, на которых и стоит система воспитания и обучения, т.е образование.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
УдалитьПолностью с Вами согласна - родитель-ребенок-педагог!
Здравствуйте, Виктория Александровна. Согласна со всеми авторами комментарий - развивающиеся рядом ребенок+родитель и, конечно, умный, знающий, опытный, любящий педагог, это крепкая команда. Часто видишь на совместных мероприятиях, когда родители не знают, как подступиться к собственному ребенку. А потом мы бьем тревогу, когда ребенок "уходит" с головой в виртуальный мир, или наоборот, на улицу, где много соблазна, а объяснить то некому, что к чему.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Тамара Степановна!
УдалитьНаша активная позиция и взаимодействие ДОО с семьёй положительно влияет на взаимоотношения. Так что будем продолжать работу в этом направлении :))))
Виктория, здравствуй. Очень актуальная тема была, есть и, наверное, будет - включение родителей в процесс взаимодействия с ребенком. Организация детско-родительских встреч под чутким "руководством" специалиста помогут решить многие трудности, позволит взглянуть совершенно по другому на своего ребенка, а ребенку на своих родителей. А мы....,мы сможем проанализировать детско-родительские отношения и в нужный момент, дать необходимые рекомендации.
ОтветитьУдалитьЗдравствуй. Юля!
УдалитьНе все родители готовы обратиться за помощью и консультацией к специалисту, а принимая участие в подобных мероприятиях, у родителей есть возможность получить квалифицированную помощь и поддержку.
Здравствуйте, Юлия Александровна! Спасибо, что делитесь со свои багажом знаний, опытом! Это помогает нам в работе. Я тоже использую в началке. Взаимосвязь с родителями очень нужна!Я наблюдаю, что ее, к сожалению, не во всех семьях увидишь. Это сказывается на детях.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Бахткалеевна :)))))
УдалитьТо, что Вы используете материалы блога для организации своей профессиональной деятельности, для меня важно, это показатель того, что материалы полезны и актуальны. Спасибо.
Утро доброе, Виктория Александровна! Спасибо вам за пост. Хорошо, когда с родителями, с сембями, работают опытные неравнодушные психологи. Проблем сейчас много, а вот времени на своего ребенка, увы, хватает не у всех. А с тем теряется что-то важное, главное...
ОтветитьУдалитьСейчас почему-то подумалось, что в старину родители вместе с детьми трудились: на полях, по дому... А сейчас вместо ВМЕСТЕ превалирует ЗА (= ВМЕСТО ребенка)
Здравствуйте, Надежда Александровна!
Удалить"ВМЕСТО" сплошь и рядом. Поэтому мы и организуем работу так, чтобы помочь научиться взаимодействовать "ВМЕСТЕ".
Вика, здравствуй!!! Родителей нужно привлекать, вовлекать, а иногда и обучать взаимодействию с собственным ребенком! Только в тесном контакте проявятся истинные взаимоотношения!!!
ОтветитьУдалитьЛюда, спасибо, за поддержку и понимание важности данного направления работы.
УдалитьЗдравствуйте, Виктория Александровна!
ОтветитьУдалитьВот очень диагностична и показательна такая работа с семьей. сразу становится видно, как родители и дети взаимодействуют между собой. Причем не только психологу, но и родителям)))
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьСовершенно верно, участвуя в подобных мероприятиях все остаются в "+".
Ох, Вика, я бы с удовольствием побывала у вас на занятиях))). Часто мы не замечаем за собой каких-то моментов, которые очень хорошо видны со стороны.
ОтветитьУдалить