вторник, 12 июля 2016 г.

Культура, искусство и Мозартика... Статья автора Мозартики П.Э. Руссавской

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Уже не раз упоминалось в блоге о технологии Морзартика,  сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью автора «Мозартики». В статье Полина Эрнестовна рассказывает о том, как технология связана с арт-терапепией и о Мозартике как об искусстве. Итак, читайте авторскую статью П.Э. Руссавской.
У Вас есть возможность не только прочитать статью, но и задать вопросы (в комментариях к этому посту) автору. Полина Эрнестовна обязательно ответит на них. Может быть, кто-то ещё заинтересуется Мозартикой и тогда мы с Вами будем делиться своим опытом.
  
Недавно прошедший 10-й Юбилейный Саммит психологов был посвящён теме поиска фундаментальных смыслов. Но может ли психология найти их без культуры? Без искусства? Эта статья как раз об одном относительно новом принципе поиска тех самых смыслов с помощью искусства – о Мозартике, мастер-класс по которой состоялся  в рамках программы саммита 7 июня. Некоторые участники мастер-класса после него решили освоить Мозартику и уже обучаются в скайп-группах.

Основная трудность при рассказе о Мозартике заключается в том, что про неё сразу начинают думать «ну она же похожа на…». Не похожа! Не в родстве она со всеми теми направлениями, на которые она похожа своей материальной формой или действиями с этой материальной формой. Другой у неё принцип разработки и другой внутренний процесс. У неё только одно родство, глубинное, образующее её как явление - родство с искусством.
Картина, корзина, картонка – где кончаются просто картинки и начинается Мозартика? Или ещё раз о трёх известных высказываниях.
О высказывании номер один. Есть бесконечно цитируемый в психологии, особенно в арт-терапии, афоризм – «Жизнь - это картина, которую мы пишем, а не задача, которую надо решить...» Столь же часто сразу добавляется, что арт-терапия как раз и решает задачу написанием картины.  В любой технике, будь то краски, карандаши, пластилин, аппликация, мозаика, коллаж и  т. д. Вот коллаж и мозаика чисто внешне к Мозартике вроде бы очень близки – открываешь коробку, там картонки с картинками, большие и маленькие.
Чисто внешне – возможно (у кого какое зрение и культурный опыт). А на самом деле - исключительно далеки. Не находки автора, не креатив дизайнера, не моделирование психолога, а совершенно иной и очень важный принцип  лежит в основе  разработки этих «картинок и картонок».
К тому же картонки и картинки – это, конечно, комфортное для применения материальное воплощение этого принципа, но оно всего лишь одно из возможных, возможны и другие, они  обязательно будут, мы не найдём - потомки найдут.
Вернёмся к задачам и картинам. Мозартика тоже помогает решать задачи созданием картин. Вот только у неё «краски» абсолютно на другой основе.  Именно уникальная ресурсность этих «красок» принципиально отличает Мозартику от всех других видов арт-терапии.
О высказывании номер два. Есть ещё одно бесконечно цитируемое  выражение, что  арт-терапия – это диалог человека со своим внутренним миром на образном языке. В Мозартике в этот диалог активно включается третий мощный участник –  тот самый социокультурный опыт человечества, аккумулированный в мировом изобразительном искусстве. Именно его ресурсность – основа Мозартики.
Мозартика  - это не методика, это куда более масштабная  категория -  это  формат искусства, это концентрат, аккумулирующий наследие целых пластов мирового изобразительного искусства, мощный транслятор хранимого в них социокультурного опыта человечества. Хранимого, но при этом живого и развиваемого,  – это важно.
И одновременно Мозартика – очень удобный и очень многовариантный образный конструктор, позволяющий каждому на образном языке того или иного пласта мирового изобразительного искусства создать свою глубоко личную и неповторимую игровую композицию – «выкладку», такое уж прозвание получили эти игровые композиции на практике в первый же день апробации 15 лет тому назад. И каждая «выкладка» - произведение искусства.
Хочу сказать сразу, что разработать и оттиражировать такой формат - одновременно и мощный аккумулятор-транслятор, и образный конструктор – дело сложное и ответственное, только перечислять все подпринципы основного принципа форматирования будет бесконечно долго.
Эта одновременность  (два в одном: транслятор и конструктор) запускает  другую - в Мозартике одновременно идут два неразделимых процесса: восприятие искусства других и собственное творчество.
Для чего Мозартике нужна такая базисная платформа, как искусство? Ведь формат Мозартики действительно чисто внешне схож с форматами, опирающимися  на дизайнерские разработки с психологическим обоснованием.
Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к состоявшемуся в первый день саммита докладу Альфрида Лэнгле «Смысл в жизни - перспектива будущего».
…В момент тяжелого испытания и в кризисные периоды жизни человеку важно найти свой смысл. Общечеловечески-онтологический или уникально-экзистенциальный - главное, истинный и присвоенный, свой смысл. По утверждению А. Лэнгле, такой смысл невозможно создать, сконструировать или придумать - его нужно обнаружить, открыть, отыскать... Смысл в жизни. Альфрид Лэнгле. Видеозапись доклада на Саммите психологов
Вот для этого нам и нужно искусство, потому что внутренний стержень искусства – это именно найденность того самого смысла, а не конструкт!  И в искусстве всё время идут поиски – успешные, безуспешные, с переменным успехом – этой искренней найденности. Хочется добавить – оптимистически - «Кто ищет, тот всегда найдёт!» и саркастически – среди лабиринтов из обломков разнообразных конструктов. Конечно, всё сложней и многообразней, но вот эта внутренняя стержневая заточенность искусства на смысл найденный, встреченный, открытый, обретённый,  является ключевым моментом.
О высказывании номер три. И снова об известных изречениях. Помните «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся?» Наверно, не дано. Вот только ответственности за этот отзвук с искусства и, следовательно, с Мозартики никто не снимал. И это не высокие слова, а принцип разработки Мозартики.
В искусстве есть всё, и обо всём, и куда только ни ведущее разветвление путей поисков смысла. А при разработке Мозартики мы пользуемся фильтрами культуры – поверьте, их достаточно – потому что нам нужен ресурсный пласт искусства. Тот, который присоединяется к диалогу как мощный архив, библиотека поисков, лабиринтов и находок, но поисков, для которых есть ассоциативный свет в конце даже самого длинного и тёмного туннеля. Мы разрабатываем наш образный конструктор, отслеживая направления возникающих потоков свободных ассоциаций – культура предоставляет для этого огромные возможности. Мозартике присуща ответственность за поиски, которые происходят с её участием. Не давление, не подталкивание, не какое-либо опосредованное  манипулирование, а именно ответственность. Она просто расширяет горизонт внутреннего видения – и это расширение имеет  позитивно-созидательную ассоциативную наполненность. Другой вопрос, что достичь этого «просто расширения» совсем не просто!
Реально ли достигается это расширение – за 15 лет ответила практика. Обзор практического применения Мозартики – тема отдельной статьи. А в заключение ответим на вопрос, почему «Мозартика» пишется  с большой буквы, если «искусство» пишется с маленькой буквы. Просто Мозартика - это зарегистрированный товарный знак, имя собственное. Как Шарик и собака. Но мне бы очень хотелось, чтоб слово «Мозартика» стало нарицательным, и тогда я первая с удовольствием напишу его с маленькой буквы!

Статья размещена с разрешения автора Руссавской Полины Эрнестовны.
Также статья размещена редакцией «Психологической газеты» 08.07.2016


41 комментарий:

  1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Огромное Вам спасибо! К сожалению, пока не было времени получше ознакомиться с этим замечательным явлением - Мозартрикой. А вообще это действительно то, аналогов чему просто нет, потому что реально ни на что не похоже. Я не психолог, поэтому, к сожалению, не смогу определить, что означают собранные картинки, но с удовольствием пособирала бы сама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Я помню, что Вы интересовались Мозартикой, так что для Вас это полезная информация.

      Удалить
  2. Всегда интересно познавать и открывать для себя что-то новое. Виктория Александровна, представляю, сколько нового Вы почерпнули, насколько интереснее станет процесс работы с малышами

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна,новые возможности всегда открыты перед нами. Главное иметь желание их открывать :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    С удовольствием прочитала статью! Вывод - учиться нужно и можно всегда, пусть результат и проявится не так скоро!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, мы педагоги не можем не учиться. Мы осваиваем новые методы, технологии. Внедряем их в свою работу. А работа педагога-психолога не видна в одночасье, чтобы увидеть результат :) нужно время.

      Удалить
  4. Вика, здравствуй!!! Я правильно поняла, что выложенные картины из кусочков потом интерпретируются психологом, это как определенный тест, который позволяет более подробно прочитать внутренний мир человека?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный прокомментировал(а) ваше сообщение "Культура, искусство и Мозартика... Статья автора ...":

      В общем-то, Людмила Жаркова задала вопрос, который и является водоразделом понимания. Вся трудность рассказов о Мозартике в том, что люди пытаются её позиционировать как что-то знакомое, известное, на что-то похожее. А она другой генерации, скажем так. Собственно, о том и была вся статья, чтоб не воспринималась Мозартика как тест, которому нужна интерпретация. Другой принцип. Мозартика основана на ресурсности искусства - разве основная роль искусства в том, чтоб быть тестом? Привожу целый кусок из другой статьи.
      Если Мозартика – это формат культуры, формат искусства, значит, она должна аккумулировать в себе, да ещё в концентрированном варианте, какие-то важные функции искусства, вопрос – какие?
      Очевидно, что искусство ОТРАЖАЕТ важное, волнующее и т.д. Искусство проективно – человек в СВОЁМ искусстве отражает СВОЙ внутренний мир, отражает, как может, не всякому дано быть художником. И без «Мозартики» в этом мире полно и проективных тестов, и проективных терапевтических видов творчества.
      Очевидно, что искусство ПЕРЕДАЁТ важное, волнующее и проч. современникам и потомкам. Искусство – один из важнейших каналов передачи картины мира, человек очень много получает от НЕ СВОЕГО искусства, пропуская его через себя.
      Совсем не очевидно, но очень важно, что с помощью искусства человек может делать то же самое, что делает маленький ребёнок в игре с предметами. Раздав мишкам, машинкам, камешкам и прочим участникам игровые роли (каждая роль с подсознательным личностным смыслом), малыш «проигрывает» (иногда много раз, с какими-то изменениями) что-то такое, чему ещё только предстоит реализоваться в жизни.Эдакое вариативное превью, ПОИСК СВОЕГО диапазона реализуемого. И вот художник, который точно так же раздаёт (и в этой раздаче тоже активно участвует подсознание) символические роли создаваемым образам искусства, точно так же развёртывает «игру» - процесс творчества. Конечно, не каждому дано создавать такие образы – надо быть художником… (Отдельной темой надо упомянуть цепочку: искусство (СВОЁ и НЕ СВОЁ) меняет нас, мы меняем мир, мир меняет искусство, и всё сначала, но на новом витке). Разумеется, это упрощённая схема, но она помогает понять суть и особенность «Мозартики». «Мозартика» даёт всем такие наборы образов искусства, в которых, как малыш в ящике с игрушками, каждый может найти образы и для выражения своих личностно-важных моментов, и для участия в своим поисках будущих реализаций. Но эти образы из очень непростого ящика с игрушками – в них заложен, упакован в концентрированный и одновременно очень комфортный формат свёрнутый культурно-исторический человеческий опыт. Т.е. через эти образы человек и выражает себя, и впитывает опыт человечества, и ищет свои пути, но ищет не только в пространстве своих внутренних ресурсов, а ещё и в копилке ресурсов социокультурного опыта человечества. Причём отобранного опыта – позитивно-созидательного, потому что вообще-то опыт у человечества имеется самый разный.
      Не знаю, прикрепится ли комментарий, надеюсь на замечательного автора этого блога, которая как раз отличается и тонкостью понимания, и ярко выраженным творческим началом.
      С уважением, Полина Руссавская, автор Мозартики.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Полина!
      Очень рада, что Вы нашли время и прокомментировали сообщение. Ведь лучше Вас!!! никто не расскажет о Мозартике. Вы отвечаете так, что всё становится понятно. И самое важное, что все заинтересованные читатели могут задать Вам вопрос.

      Удалить
    3. Спасибо большое за разъяснение, Полина! Я почему - то думала, что в каждом новом способе найти себя, психологи обязательно ищут глубокий смысл подсознания! Я за ИСКУССТВО!!!

      Удалить
  5. В общем-то, Людмила Жаркова задала вопрос, который и является водоразделом понимания. Вся трудность рассказов о Мозартике в том, что люди пытаются её позиционировать как что-то знакомое, известное, на что-то похожее. А она другой генерации, скажем так. Собственно, о том и была вся статья, чтоб не воспринималась Мозартика как тест, которому нужна интерпретация. Другой принцип. Мозартика основана на ресурсности искусства - разве основная роль искусства в том, чтоб быть тестом? Привожу целый кусок из другой статьи.
    Если Мозартика – это формат культуры, формат искусства, значит, она должна аккумулировать в себе, да ещё в концентрированном варианте, какие-то важные функции искусства, вопрос – какие?
    Очевидно, что искусство ОТРАЖАЕТ важное, волнующее и т.д. Искусство проективно – человек в СВОЁМ искусстве отражает СВОЙ внутренний мир, отражает, как может, не всякому дано быть художником. И без «Мозартики» в этом мире полно и проективных тестов, и проективных терапевтических видов творчества.
    Очевидно, что искусство ПЕРЕДАЁТ важное, волнующее и проч. современникам и потомкам. Искусство – один из важнейших каналов передачи картины мира, человек очень много получает от НЕ СВОЕГО искусства, пропуская его через себя.
    Совсем не очевидно, но очень важно, что с помощью искусства человек может делать то же самое, что делает маленький ребёнок в игре с предметами. Раздав мишкам, машинкам, камешкам и прочим участникам игровые роли (каждая роль с подсознательным личностным смыслом), малыш «проигрывает» (иногда много раз, с какими-то изменениями) что-то такое, чему ещё только предстоит реализоваться в жизни.Эдакое вариативное превью, ПОИСК СВОЕГО диапазона реализуемого. И вот художник, который точно так же раздаёт (и в этой раздаче тоже активно участвует подсознание) символические роли создаваемым образам искусства, точно так же развёртывает «игру» - процесс творчества. Конечно, не каждому дано создавать такие образы – надо быть художником… (Отдельной темой надо упомянуть цепочку: искусство (СВОЁ и НЕ СВОЁ) меняет нас, мы меняем мир, мир меняет искусство, и всё сначала, но на новом витке). Разумеется, это упрощённая схема, но она помогает понять суть и особенность «Мозартики». «Мозартика» даёт всем такие наборы образов искусства, в которых, как малыш в ящике с игрушками, каждый может найти образы и для выражения своих личностно-важных моментов, и для участия в своим поисках будущих реализаций. Но эти образы из очень непростого ящика с игрушками – в них заложен, упакован в концентрированный и одновременно очень комфортный формат свёрнутый культурно-исторический человеческий опыт. Т.е. через эти образы человек и выражает себя, и впитывает опыт человечества, и ищет свои пути, но ищет не только в пространстве своих внутренних ресурсов, а ещё и в копилке ресурсов социокультурного опыта человечества. Причём отобранного опыта – позитивно-созидательного, потому что вообще-то опыт у человечества имеется самый разный.
    Не знаю, прикрепится ли комментарий, надеюсь на замечательного автора этого блога, которая как раз отличается и тонкостью понимания, и ярко выраженным творческим началом.
    С уважением, Полина Руссавская, автор Мозартики.


    ОтветитьУдалить
  6. Удивительная статья... Знаете, когда читаю статьи подобного рода, то всегда думаю о том, как много все-таки грамотных, компетентных и высококвалифицированных специалистов в России. На них держится наша родина и пользуется большим уважением за рубежом. Пусть звучит высокопарно, но это так.
    Спасибо, Виктория Александровна, за знакомство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, здравствуйте!
      Спасибо за комментарий. У нас живут, работают удивительные люди. Их разработки помогают не только развиваться, но развивать.

      Удалить
  7. Здравствуй, Виктория. :) Здравствуйте, Полина. :) Поскольку мне довелось совсем недавно лично пообщаться с Полиной, то могу точно сказать, что и автор, и его создание действительно уникальны!!! Сейчас работаю с одной семьёй и сложным случаем, когда надо ребёнку помочь пережить потерю близкого, так, Мозартика помогает нам очень сильно и своим проективным потенциалом, и, как призналась одна из мам, она не могла оторваться от задания более 1, 5 часов, полностью погрузившись, что позволило ей расслабиться и посмотреть на проблемы иначе. Полина, спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Катя!
      У тебя была отличная возможность и ты познакомилась с Полиной лично.
      Сейчас идет обучение в скайп-группе. Конечно, это тоже замечательная возможность общаться с автором и задавать интересующие вопросы. Мозартика ресурсная техника. И я рада, что этот материал есть у меня в арсенале.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Виктория Александровна, здравствуйте Полина Эрнестовна!
    С интересом познакомилась со статьей, прослушала лекцию Альфрида Лэнгле. С Виктором Франклом знакома по его книге "Сказать жизни "Да!", которая произвела на меня неизгладимое , впечатление. И вот - его выстраданная теория помогает людям и вдохновляет психологов. Я по образованию не психолог, - педагог. Из статьи я поняла, что Мозартрика направлена на формирование смыслового, ценностного стержня в процессе творчества. Процесс спонтанный, но потенциал заложен в самой "игре". Мне это напомнило Г. Гессе "Игра в бисер".
    Полина Эрнестовна, в статье Вы утверждаете, что "Мозартрика - это формат искусства, это концентрат, аккумулирующий наследие целых пластов мирового изобразительного искусства, мощный транслятор хранимого в них социокультурного опыта человечества". Непонятно (простите, я поверхностно знакома с Мозартрикой), но из тех наборов, что видела в блоге у Виктории Александровны, - каким образом в Мозартрике аккумулировано наследие мирового изобразительного искусства?
    Также, на мой взгляд, для читателей, педагогов, вопрос о практическом применении мозартрики ключевой. Можно в нескольких словах определить направления?
    Может быть, можно где-то почитать более полно информацию о Мозартрике, которая даст ответы на мои вопросы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина Руссавская прокомментировал(а) ваше сообщение "Культура, искусство и Мозартика... Статья автора ...":

      Ольга Анатольевна, добрый день!
      1. Каждая игра действительно основана на определённом пласте мирового изобразительного искусства. И визуально, и содержательно. Есть свои принципы этого форматирования, простите, но в двух словах, на пальцах, не объяснишь. Речь ведь идёт не о том, чтоб нарисовать что-то в стиле чего-то, а реально сделать образный конструктор на ассоциативной архетипической платформе. У меня на каждую разработку уходило полгода сплошняком. А просто нарисовать что-то в стиле чего-то я могу за пару дней. И у конструктора есть ассоциативная направленность - не заданность, вот что трудно, не считываемая подсказка, вот что трудно, но очень важно получить при разработке.
      Эту основанность я разъясняю на занятиях - чтоб увидели, а не только услышали. Что касается фото - не знаю, насколько кому это видно по фото. Наверно, нужен большой опыт общения с искусством для визуального узнавания источников. Свой опыт я не считаю достаточным и постоянно расширяю.
      2. Насчёт общности игры и искусства по символическому механизму назначения игровых ролей и дальнейших поисковых отыгрываний или отрисовываний - это не мной придумано, это историческая общность.
      2. Вопрос о применении для меня следствие понимания. Когда понимаешь, что из себя представляет некий ресурс, понимаешь его потенциал в принципе, можешь построить прикладные модели его применения. Иногда за 40 секунд. А без понимания можно 10 лет применять по одной заданной схеме и никуда за рамки схемы. У меня были опыты совершенно неожиданных подходов и сверхмало времени на моделирование - что делать. Чаще всё получалось - но я понимаю возможности ресурса и умею считывать следы внутренних процессов. Без понимания применение будет по схеме, влево-вправо понятно что. Но каждый сам выбирает, хочет он обучиться жёсткой схеме, и можно не вчувствоваться и не вдумываться или же пропустить через себя и найти свой вариант. Я тут не советчик. Лично я обучаю в режиме творческой мастерской. Но прекрасно понимаю, что кому-то ближе заданность и алгоритмичность применения.
      3. Что касается почитать. Посылаю ссылку на страницу Мозартики на "Золотой Психее" и ссылки на страницы тех, кто применяет её в своей практике.
      http://psy.su/psyche/projects/1625/
      http://psy.su/club/forum/topic/1822/
      http://psy.su/club/forum/topic/1822/?page=2
      И вот ещё недавно появилась страница на сайте коллеги Виктории по скайп-группе:
      http://psiholog-blr.ru/index.php/153-udivitelnyj-mir-mozartiki
      специально даю ссылки, потому что личный опыт конкретных специалистов намного важнее всех авторских текстов.
      Но по опыту могу сказать одно - дистанционная и информационная попытка разобраться - это позиционирование по вписыванию неизвестного явления в ряд известных явлений, первое же собственное построение картины и помощь при анализе картины может всё перевернуть. Всё-таки это тот случай, когда чистое информирование не даёт полноценного представления. Кстати, правильное название - Мозартика - в слово "мозаика" в середину-сердцевину вставлено слово "арт". Если есть совсем конкретные вопросы, пишите. Просто обычно, пока человек не пропустит через себя, всё это сухие схемы - так с Мозартикой из моего опыта.
      Полина Руссавская

      Удалить
  9. Ольга Анатольевна, добрый день!
    1. Каждая игра действительно основана на определённом пласте мирового изобразительного искусства. И визуально, и содержательно. Есть свои принципы этого форматирования, простите, но в двух словах, на пальцах, не объяснишь. Речь ведь идёт не о том, чтоб нарисовать что-то в стиле чего-то, а реально сделать образный конструктор на ассоциативной архетипической платформе. У меня на каждую разработку уходило полгода сплошняком. А просто нарисовать что-то в стиле чего-то я могу за пару дней. И у конструктора есть ассоциативная направленность - не заданность, вот что трудно, не считываемая подсказка, вот что трудно, но очень важно получить при разработке.
    Эту основанность я разъясняю на занятиях - чтоб увидели, а не только услышали. Что касается фото - не знаю, насколько кому это видно по фото. Наверно, нужен большой опыт общения с искусством для визуального узнавания источников. Свой опыт я не считаю достаточным и постоянно расширяю.
    2. Насчёт общности игры и искусства по символическому механизму назначения игровых ролей и дальнейших поисковых отыгрываний или отрисовываний - это не мной придумано, это историческая общность.
    2. Вопрос о применении для меня следствие понимания. Когда понимаешь, что из себя представляет некий ресурс, понимаешь его потенциал в принципе, можешь построить прикладные модели его применения. Иногда за 40 секунд. А без понимания можно 10 лет применять по одной заданной схеме и никуда за рамки схемы. У меня были опыты совершенно неожиданных подходов и сверхмало времени на моделирование - что делать. Чаще всё получалось - но я понимаю возможности ресурса и умею считывать следы внутренних процессов. Без понимания применение будет по схеме, влево-вправо понятно что. Но каждый сам выбирает, хочет он обучиться жёсткой схеме, и можно не вчувствоваться и не вдумываться или же пропустить через себя и найти свой вариант. Я тут не советчик. Лично я обучаю в режиме творческой мастерской. Но прекрасно понимаю, что кому-то ближе заданность и алгоритмичность применения.
    3. Что касается почитать. Посылаю ссылку на страницу Мозартики на "Золотой Психее" и ссылки на страницы тех, кто применяет её в своей практике.
    http://psy.su/psyche/projects/1625/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/?page=2
    И вот ещё недавно появилась страница на сайте коллеги Виктории по скайп-группе:
    http://psiholog-blr.ru/index.php/153-udivitelnyj-mir-mozartiki
    специально даю ссылки, потому что личный опыт конкретных специалистов намного важнее всех авторских текстов.
    Но по опыту могу сказать одно - дистанционная и информационная попытка разобраться - это позиционирование по вписыванию неизвестного явления в ряд известных явлений, первое же собственное построение картины и помощь при анализе картины может всё перевернуть. Всё-таки это тот случай, когда чистое информирование не даёт полноценного представления. Кстати, правильное название - Мозартика - в слово "мозаика" в середину-сердцевину вставлено слово "арт". Если есть совсем конкретные вопросы, пишите. Просто обычно, пока человек не пропустит через себя, всё это сухие схемы - так с Мозартикой из моего опыта.
    Полина Руссавская


    ОтветитьУдалить
  10. Ольга Анатольевна, добрый день!
    1. Каждая игра действительно основана на определённом пласте мирового изобразительного искусства. И визуально, и содержательно. Есть свои принципы этого форматирования, простите, но в двух словах, на пальцах, не объяснишь. Речь ведь идёт не о том, чтоб нарисовать что-то в стиле чего-то, а реально сделать образный конструктор на ассоциативной архетипической платформе. У меня на каждую разработку уходило полгода сплошняком. А просто нарисовать что-то в стиле чего-то я могу за пару дней. И у конструктора есть ассоциативная направленность - не заданность, вот что трудно, не считываемая подсказка, вот что трудно, но очень важно получить при разработке.
    Эту основанность я разъясняю на занятиях - чтоб увидели, а не только услышали. Что касается фото - не знаю, насколько кому это видно по фото. Наверно, нужен большой опыт общения с искусством для визуального узнавания источников. Свой опыт я не считаю достаточным и постоянно расширяю.
    2. Насчёт общности игры и искусства по символическому механизму назначения игровых ролей и дальнейших поисковых отыгрываний или отрисовываний - это не мной придумано, это историческая общность.
    2. Вопрос о применении для меня следствие понимания. Когда понимаешь, что из себя представляет некий ресурс, понимаешь его потенциал в принципе, можешь построить прикладные модели его применения. Иногда за 40 секунд. А без понимания можно 10 лет применять по одной заданной схеме и никуда за рамки схемы. У меня были опыты совершенно неожиданных подходов и сверхмало времени на моделирование - что делать. Чаще всё получалось - но я понимаю возможности ресурса и умею считывать следы внутренних процессов. Без понимания применение будет по схеме, влево-вправо понятно что. Но каждый сам выбирает, хочет он обучиться жёсткой схеме, и можно не вчувствоваться и не вдумываться или же пропустить через себя и найти свой вариант. Я тут не советчик. Лично я обучаю в режиме творческой мастерской. Но прекрасно понимаю, что кому-то ближе заданность и алгоритмичность применения.
    3. Что касается почитать. Посылаю ссылку на страницу Мозартики на "Золотой Психее" и ссылки на страницы тех, кто применяет её в своей практике.
    http://psy.su/psyche/projects/1625/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/?page=2
    И вот ещё недавно появилась страница на сайте коллеги Виктории по скайп-группе:
    http://psiholog-blr.ru/index.php/153-udivitelnyj-mir-mozartiki
    специально даю ссылки, потому что личный опыт конкретных специалистов намного важнее всех авторских текстов.
    Но по опыту могу сказать одно - дистанционная и информационная попытка разобраться - это позиционирование по вписыванию неизвестного явления в ряд известных явлений, первое же собственное построение картины и помощь при анализе картины может всё перевернуть. Всё-таки это тот случай, когда чистое информирование не даёт полноценного представления. Кстати, правильное название - Мозартика - в слово "мозаика" в середину-сердцевину вставлено слово "арт". Если есть совсем конкретные вопросы, пишите. Просто обычно, пока человек не пропустит через себя, всё это сухие схемы - так с Мозартикой из моего опыта.
    Полина Руссавская


    ОтветитьУдалить
  11. Ольга Анатольевна, добрый день!
    1. Каждая игра действительно основана на определённом пласте мирового изобразительного искусства. И визуально, и содержательно. Есть свои принципы этого форматирования, простите, но в двух словах, на пальцах, не объяснишь. Речь ведь идёт не о том, чтоб нарисовать что-то в стиле чего-то, а реально сделать образный конструктор на ассоциативной архетипической платформе. У меня на каждую разработку уходило полгода сплошняком. А просто нарисовать что-то в стиле чего-то я могу за пару дней. И у конструктора есть ассоциативная направленность - не заданность, вот что трудно, не считываемая подсказка, вот что трудно, но очень важно получить при разработке.
    Эту основанность я разъясняю на занятиях - чтоб увидели, а не только услышали. Что касается фото - не знаю, насколько кому это видно по фото. Наверно, нужен большой опыт общения с искусством для визуального узнавания источников. Свой опыт я не считаю достаточным и постоянно расширяю.
    2. Насчёт общности игры и искусства по символическому механизму назначения игровых ролей и дальнейших поисковых отыгрываний или отрисовываний - это не мной придумано, это историческая общность.
    2. Вопрос о применении для меня следствие понимания. Когда понимаешь, что из себя представляет некий ресурс, понимаешь его потенциал в принципе, можешь построить прикладные модели его применения. Иногда за 40 секунд. А без понимания можно 10 лет применять по одной заданной схеме и никуда за рамки схемы. У меня были опыты совершенно неожиданных подходов и сверхмало времени на моделирование - что делать. Чаще всё получалось - но я понимаю возможности ресурса и умею считывать следы внутренних процессов. Без понимания применение будет по схеме, влево-вправо понятно что. Но каждый сам выбирает, хочет он обучиться жёсткой схеме, и можно не вчувствоваться и не вдумываться или же пропустить через себя и найти свой вариант. Я тут не советчик. Лично я обучаю в режиме творческой мастерской. Но прекрасно понимаю, что кому-то ближе заданность и алгоритмичность применения.
    3. Что касается почитать. Посылаю ссылку на страницу Мозартики на "Золотой Психее" и ссылки на страницы тех, кто применяет её в своей практике.
    http://psy.su/psyche/projects/1625/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/
    http://psy.su/club/forum/topic/1822/?page=2
    И вот ещё недавно появилась страница на сайте коллеги Виктории по скайп-группе:
    http://psiholog-blr.ru/index.php/153-udivitelnyj-mir-mozartiki
    специально даю ссылки, потому что личный опыт конкретных специалистов намного важнее всех авторских текстов.
    Но по опыту могу сказать одно - дистанционная и информационная попытка разобраться - это позиционирование по вписыванию неизвестного явления в ряд известных явлений, первое же собственное построение картины и помощь при анализе картины может всё перевернуть. Всё-таки это тот случай, когда чистое информирование не даёт полноценного представления. Кстати, правильное название - Мозартика - в слово "мозаика" в середину-сердцевину вставлено слово "арт". Если есть совсем конкретные вопросы, пишите. Просто обычно, пока человек не пропустит через себя, всё это сухие схемы - так с Мозартикой из моего опыта.
    Полина Руссавская


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина, здравствуйте!
      Спасибо за ответ. Ваше подробное рассказ вносит ясность о том, что заложено в Мозартике. Для того чтобы лучше понять и иметь представление об играх, конечно их нужно видеть и работать с ними. Для меня это новый путь, по которому я только начинаю своё движение.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Полина Эрнестовна!Большое спасибо за пояснения и ссылки, познакомлюсь с опытом коллег.
    С уважением - Ольга Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  13. Ольга Анатольевна, и ещё: насчёт ассоциации с романом Германа Гессе "Игра в бисер". Это очень обширная тема, и не все читатели блога читали роман. Мне кажется, я понимаю то, что Вы имели в виду, но я буду Вам благодарна, если Вы поясните эту ассоциативную аналогию для всех читателей, а я обязательно отвечу. Ответ здесь опять-таки в глубинном смысле и главной идее, зачем Мозартика вообще затевалась и для кого, и это перекликается с вопросом о смыслах и ценностях культуры, тем более что эти смыслы и ценности отражаются в каждодневной практике, том самом конкретном применении, о котором Вы тоже писали. Мне кажется, что этот блог всё-таки очень комфортная профессиональная территория, здесь во всём искренняя открытость всему новому и интересному, Виктория Свиридова замечательно рассказывает о своих "найденностях", ищет, находит, делится, и люди с интересом откликаются, поэтому не хочется уходить далеко в культурологические дебри, замыкаясь на теме, и поэтому я постараюсь дать общий ответ, интересный всем читателям блога.

    ОтветитьУдалить
  14. Добрый вечер, Виктория Александровна,Полина Эрнестовна, добрый вечер всем читателям этого гостеприимного блога!
    Полина Эрнестовна, ассоциация на интуитивном уровне, тем не менее попробую пояснить для тех, кто не знаком с этим произведением Г.Гессе. В романе изображается некая страна Касталия - выдуманная писателем страна интеллектуалов, духовной элиты будущего, созданная для развития и сохранения духовных ценностей. Страна, изначальная миссия которой - готовить учителей, преподавателей для "мирских" школ, университетов.
    Изобретение Касталийцев - "Игра в бисер". Игра в бисер, насколько я поняла из описаний автора - своего рода поиск некого общего для науки, музыки, живописи, литературы и т.п. - абсолюта, центра, формулы гармонии.То есть можно взять музыкальную фразу, произведение живописи и какой-нибудь например, закон термодинамики и вывести для них общую формулу гармонии.
    Цитата из произведения: "Я вдруг понял , что в языке, или хотя бы в духе Игры, всё имеет действительно значение всеобщее, что каждый символ и каждая комбинация символов ведут не туда-то или туда-то, не к определенным примерам, экспериментам и доказательствам, а к центру, к тайне и нутру мира, к изначальному знанию". При этом для каждого игрока путь к этому "центру" был свой, неповторимый и непредсказуемый, как инсайт.
    Более подробно мой анонс к книге можно почитать здесь.
    С информацией по Вашим ссылкам познакомилась, посмотрела видео-интервью с Вами, Полина Эрнестовна, на "Золотой Психее".
    Ключевое слово в моей ассоциации "Мозартики" с "Игрой в Бисер" - это слово "гармония", как и в "игре в бисер" в Мозартике каждый символ (цвет, форма и т.д.) имеет свое значение (верно?), а результат работы с Мозартикой - гармония взаимоотношений индивида с окружающим миром, социумом, с самим собой.Примерно так, Вам судить, насколько эта ассоциация близка.
    Да, и прошу прощения, что-то буква "р" упорно пытается у меня втиснуться в слово Мозартика, в первом сообщении просто сплошняком, но не удалять же уже сообщение, простите.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а я люблю иногда в культурологических дебрях "прогуляться":) недолго.

      Удалить
    2. Ольга Анатольевна, здравствуйте!
      Мне нравится Ваша заинтересованность Мозартикой (у меня тоже упорно выскакивала буква "Р", но Полина Эрнестовна меня меня поправила и всё стало на свои места ;))
      В моих первых постах представлена игра "Витражи", в ней поля и геометрические фигуры. Да тут можно учитывать и размер, форму, цвет и обращать внимание на сочетание цветов.
      А вот если взглянуть на другую игру [im]https://3.bp.blogspot.com/-KbePgGKWwhc/V40h4g-Gw9I/AAAAAAAAHWE/1hWtK0uUg5w4hcaa-KI7sLscmDCl9xqrwCEw/s400/%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE.JPG[/im]может Вы увидите что-то знакомое? Ольга Анатольевна, не относящееся к размеру и форме, а как раз относящееся к искусству :)

      Удалить
    3. Книгу скачала :) заинтересовалась.

      Удалить
  15. Виктория Александровна, я смотрела видео с Полиной Руссавской, эта игра называется кажется "Москва 17 века".
    По - моему, картинки выполнены в стиле импрессионизма, но вполне возможно что ошибаюсь, я не знаток искусства,и вопросы задаю, когда мне действительно что-то непонятно.
    Будет интересно познакомиться с Вашим мнением о книге, Виктория Александровна)

    ОтветитьУдалить
  16. Всем добрый вечер-ночь-утро!
    1. Сначала ответ на самый простой вопрос. Если вопрос об импрессионизме про "Городок". Нет, это не импрессионизм в строгом определении импрессионизма как стилевого направления (потом уже он стал неотъемлемой частью художественного взгляда на мир). Это владимирская пейзажная школа, которая является действующей традицией - многих её основателей уже нет, но есть выросшие на этой почве новые владимирские художники. Что интересно, когда у меня был семинар с психологами Владимирской области, из 30 слушателей 29 человек узнали об этих живущих в этой же области художниках от меня - москвички... а точнее, от игры "Городок". Правда, и 30-ый человек только отдалённо слышал. С "Городком" - напомните потом, Вика, приведу одну сверхинтересную выкладку с разрешения автора, но когда будем разбирать д.з. по "Городку". Тогда станет ясно, что заложено именно в эту игру до конца.
    2. Насчёт Касталии, гармонии и самой Игры в бисер. У меня сложное отношение к теме элиты - даже духовной. Это всегда за счёт других. Удобно считать, что другим, менее элитарным слоям, ничего не надо, - а может, элите надо, чтоб мусор на земном шаре выгребали неэлитарные слои? Поиски интеллектуальной элиты 30-х годов - а Берлин был центром свободы в искусстве в то время - закончились плохо. В "Степном волке" того же Гессе интеллектуальный рефлексирующий герой убивает возлюбленную - особого раскаянья не помню, всё раскаянье досталось на долю Родиона Раскольникова на полвека раньше. Считайте меня социалисткой-утописткой. Любая элитарность всегда предполагает, что с людьми из НЕ-элиты можно поступать так, как нельзя с людьми из элиты. И закон здесь вторичен, это вопрос внутреннего права. Например, среди искусствоведов и культурологов иногда ощущается внутренняя позиция - именно внутренняя, они никогда этого не декларируют, - что истинное понимание искусства доступно только им. Зачастую это сводится к формальному распознаванию стилей - но ведь это по-своему ограниченное понимание (если понимание). Или нагромождению смысловых конструкций. Я ушла из науки сознательно, не захотев делать научную карьеру, а решив заниматься Мозартикой - слова такого ещё не было, идея была совсем сырая и нечёткая, но внутренний компас работал безошибочно. К тому же мне категорически не нравилась обстановка в гуманитарной науке. В математике и физике либо доказано новое, либо нет. Никакие словесные нагромождения не помогут. И сейчас я периодически слышу, что преподношу как бы ненаучно. Как человеку с высшим математическим образованием мне смешно. Ссылки на десяток предшественников, писавших о том же, о чём и диссертант, никогда не ответят на вопрос, что такое душа, человек и проч, проч, проч, проч. А тогда гуманитарной науке, может, не стоит заноситься перед искусством? Но это моё субъективное отношение не отменяет искреннего уважения ко многим конкретным представителям гуманитарных наук. А подчас и восхищения. Мария Владимировна Осорина для меня именно такой человек.
    3. Теперь всё-таки о той самой игре. Моя цель слегка обратная. Мозартика расширяет диапазон позитивно-созидательного видения потенциала реальности для себя, для социума, для мира. Т.е. она ведёт в реальность, а не от неё, - это факт проверенный. И она же - портал в "прекрасное далёко" - для всех. НЕ-элитный портал - это важно. И делает она это не потому, что она такая хорошая сама по себе, а потому, что многослойный разветвлённый архив поисков этого "прекрасного далёко" в искусстве есть, и он может быть хотя бы частично разархивирован и даже переформатирован. Художник может утонуть в болоте своих исканий, оставив нам метки, куда ходить не надо. Может успеть рассказать о светлой дороге, которую он увидел, но не сумел к ней пробиться. Может и не успеть. Или не суметь. А кто-то потом сумеет. И тоже расскажет. А мы должны сказать "спасибо" им всем - за эту карту-дневник-лабиринт блужданий, поисков и находок. "Игра в бисер" для меня из этого ряда. Там о том же.


    ОтветитьУдалить
  17. 4. Теперь о "Витражах". Я понимаю, почему не сразу становится понятна связь "Витражей" с искусством. Ну, геометрические формы. Ну, разноцветные. Чем не знакомая всем мозаика? Да вот только оттенки цветов и сам цветовой круг выбирались по своим значениям в искусстве и вообще в культуре. За каждым оттенком - хранилища картин с этим значением, естественно, с отслеживанием и по детским рисункам тоже -это вопрос как закладывания значения, так и считывания. И формы не случайны - у всех игр свои формы, потому что своё содержание, а единства формы и содержания никто не отменял. В каждой игре к формам свои требования. Есть общее - форма должна быть открытой (отсылаю к идее и понятию открытой формы в искусстве), но интуитивно понятно, что открытая форма, как открытый человек, стремится к общению, развитию, продолжению и т.д. Но это только на вскидку.
    5. Мне стало казаться, что Ольга Анатольевна своими вопросами сделает то, что никто не смог - заставит меня написать книгу о Мозартике. Как в старом итальянском фильме "Самая красивая жена" (всем рекомендую по теме нашумевшего флешмоба) молодой мафиози, которого арестовывают и сажают на 10 лет, говорит: " Братья такие-то (аналогичные мафиози, соперники) не смогли, карабинеры не смогли, Франческа смогла". Ну что ж, буду очень благодарна, а то я лентяйка по части заранее продуманных текстов. Меня надо разводить на спонтанные!
    6. И насчёт "Москвы 17 века". Грант был московский. Интервью московскому каналу. А заложенный в игру пласт, конечно же, древнерусская архитектура. И сохранилась она "живьём", конечно же, не в Москве. Поэтому "Русское чудо" вернее будет. Честнее. И стиль "Русского чуда" близок к изображениям в летописях 17 века. А от них он достался книжным иллюстраторам и не только. Была очень тесная работа с Музеем архитектуры, мы долго не могли найти общего языка, но в результате они (музейщики) спросили: "Как же Вам удалось так воссоздать образ того времени?" А у образов своя арифметика, своя правда, своё воплощение, вот только все столетия, которые помнит культура, у людей одни и те же искания - глобально если. Искусство всегда об этом. И тема гармонии как маркер: нашли - не нашли. И психология, наверно, тоже об этом.
    7. Называется, не хотела в дебри залезать... наверно, много спорного навысказывала, обижать точно никого не хотела.

    ОтветитьУдалить
  18. Доброе утро, Полина Эрнестовна! Спасибо за подробные ответы, надеюсь, что информация будет полезна не только мне. Вопросы задавать не всегда уютное занятие, но Вы очень тактичный собеседник.
    Мне симпатична Ваша позиция по поводу элиты. В произведении "Игра в бисер" главный герой в итоге уходит от всей этой мишуры в педагогическую деятельность, но это конечно не Достоевский с его глубиной переживаний.
    А может быть и правда есть смысл написать книгу о Мозартике? Я понимаю, что живое обучение в формате творческих мастерских оптимальный вариант, но и книга может принести огромную пользу.
    Возможно ли приобрести игры по Мозартике и если да - как это сделать?
    Еще раз спасибо за беседу, доброго Вам дня. С уважением - Ольга Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
  19. Ольга Анатольевна, доброе утро!
    Мне как раз хотелось, чтоб Вы это написали, - да, герой именно уходит от этой мишуры в наставничество (учительство). От мишуры, казалось бы, вселенского значения, в живую деятельность далеко не вселенского. Но значимость воспитания даже одного человека перевешивает умопостроительные нагромождения. Даже с индивидуально ориентированным инсайтом.
    Как математик по образованию и любви к математике, я ценю красоту теории и могу аналитично оценить сделанное, чётко позиционируя и распределяя по цепочкам причина-следствие и общее-частное. Как художник, я просто остро чувствую, где живой росток, а не конструкт. Наверно, это помогает достигать единства формы и содержания в Мозартике. Понимаемая основанность на определённом пласте искусства в единстве с образами жизни, в которых жизнь (не только своя, жизнь всех как гуманистическая категория) не просто отражение, а ценность, которой дорожат и к которой стремятся. И красота не просто мерило и оптимум пропорций - это культурный код именно таких жизнеутверждающих ценностей.
    Прагматический вопрос - как купить. Можно я переложу ответ на Вику? А то слишком резкий прыжок от теории к практике получается. И к тому же очень не хочется, чтоб мой текст был скрытой рекламой (не смейтесь, в моей коллекции есть высшее журналистское образование - как раз отделение рекламы; поэтому не люблю рекламу как класс и всегда отвечаю, что думаю). Но в одном реклама удружила психологии и педагогике - она стала невольным заказчиком анализа визуального ряда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Полина Эрнестовна!
      Спасибо, что Вы подробно отвечаете на вопросы читателей блога. Это очень важный момент, когда знакомишься с новыми методиками, технологиями. Автор лучше всех может донести до аудитории то, что заложено в игре, её потенциал и ресурс.
      Вопросы приобретения игр для Ольги Анатольевны, мы сможем решить :)

      Удалить
    2. Ирина Мрачковская21 июля 2016 г. в 18:56

      Ох,какие же красивые словесные "выкладки" получились а блоге!!! Зачиталась!! Совершенно согласна с Полиной,что нужно "пропустить через себя",чем сейчас и занимаюсь,обучаясь дистанционно. Без кисти и красок можно создать шедевр-это как минимум!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ирина!
      Да, может Полина Эрнестовна увлечь Мозартикой :)
      Пока я сама не начала делать выкладки, мне тяжело было понять направление, а тем более увидеть ресурс.

      Удалить
  20. Всем-всем-всем добрый день!
    Коллеги, есть просьба.
    Мы сейчас делаем новые коробки - как всегда, из экономии, у них будет общая "шапка" и индивидуальная наклейка (постараемся бедность трансформировать в дизайнерскую находку). На "шапке" будут 5 вопросов по Мозартике и 5 ответов. Можно вопросы взять из комментариев к этому посту и двум предыдущим по Мозартике? Какие вопросы считать самыми главными? И писать ли, кто задал вопрос - как хотят те, кто спрашивал? Просто здесь должно быть единство - либо пишем всех авторов вопросов, либо никого. Естественно, что вопросы и ответы не смогут быть очень длинными. Пока что очень важным считаю вопрос Людмилы Жарковой. Вопросов от Ольги Анатольевны несколько, не могу превратить их в один, буду благодарна, если сама Ольга Анатольевна сможет. Наверно, в вопросе не надо ссылаться на "Игру в бисер" - коробка всего лишь коробка. Но какой-то концентрированный вопрос хотелось бы собрать. В общем, эдакий конкурс на 5 самых важных вопросов для коробки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллеги!
      Полина Эрнестовна, хорошее предложение по оформлению коробок для игр.
      5 вопросов и ответы на них. Единственное, мне кажется не стоит писать авторов,которые задали вопрос. На коробке должен быть автор игры.
      Но, это лишь моё мнение :)
      Предлагаю свой вопросы -
      1. "Целевая аудитория использования игр "Мозартика"?"
      2. "Возможность использования игр "Мозартика" в семейном консультировании, детско-родительском взаимодействии?"



      Удалить
  21. Вика, спасибо за отклик! Можно только их переформулировать на более простом языке, что-то типа "для кого эти игры?", коробка есть коробка. Я потом эскиз размещу, он пока только готовится.

    И вот к двум комментариям Виктории и Ирины от 21 июля нашла цитату + цитату в цитате из книги "Сосуд и зеркало" Евгении Тришихиной по песочной терапии (sandplay)- изучаю их принципы интерпретации, вообще их всегда изучаю - из введения:
    ...Каждый, кто хочет действительно постигнуть метод sandplay, должен почувствовать его действие в процессе собственного построения композиций в терапии, получить непосредственный и сугубо личный психологический опыт. Рут Арманн пишет: "Кто преподавал бы кулинарию, не готовя блюд? Никто! Поэтому использование sandplay на практике не испытавшими на себе её эффект безответственно" (Armann R,1991).
    Надо мне присоединиться к этим словам применительно к мозартике - а в наших группах как раз все и получают личный опыт, и что здорово, у каждого настолько свой, что я как автор просто радуюсь. Искренне. А ещё я думаю, что это верно для всех проективных - не хочется говорить "техник", нужен более сильный синоним - наверно, видов человеческой деятельности.

    ОтветитьУдалить
  22. Всем добрый вечер!
    Полина Эрнестовна,по поводу авторства вопросов солидарна с Викторией Александровной, на мой взгляд, на коробке это будет неуместно.
    Мои вопросы...По моему, я задала по существу всего два вопроса:
    1.каким образом в Мозартике аккумулировано наследие мирового изобразительного искусства? или - "почему Мозартика - это формат искусства?" (выбрала бы этот вопрос)
    2 - й вопрос о применении в педагогике. Мне уже ясно - нужно освоить Мозартику на собственном опыте, и тогда вопрос применения будет решаться творчески, индивидуально каждым педагогом.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо за отклики и предложения! Дело в том, что информация разбивается на две части: одна на донышке коробки, там объясняется, что это такое и, наверно, надо объяснить для кого и как применять, + индивидуальная вклейка по составу каждой игры; другая часть на крышке - 5 вопросов с ответами + индивидуальная вклейка с названием каждой игры. Вот я сейчас и собираю информацию, и одновременно развожу - что на крышку, что на донышко. Получается, что на крышку надо отправить более острые и колючие вопросы, а на донышко более обстоятельную информацию. И даже более содержательную.
    Теперь о собственном опыте. Представляла тут игры на одном участке научной среды, сначала закидывали вопросами, которые представители науки адресуют деревенскому Кулибину, но потом, когда все поиграли и некоторые не единожды, и реально попрорабатывали свои проблемы, вдруг всем стало понятно, как применять, причём никаких слов не потребовалось, только об их выкладках личные беседы, прямо каламбур - инсайт применительно к применению.
    В наших обеих группах нет такого инсайта применительно к применению прежде всего потому, что нет таких противотанковых ежей из своих проблем, которые закрывали бы дорогу новым творческим подходам, люди открыты...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полина Эрнестовна, это очень хорошо, что игры (коробки) будут содержать информацию о Мозартике, о её направлениях и как можно их применять. Вы,наверное, уже думаете о том, чтобы составить методическое пособие. Это было бы очень актуально, иметь методические рекомендации от автора. Ведь всё то, что мы можем изобрести должно быть верное направление и отвечать целям Мозартики (это я о мульттерапии ;).

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]