воскресенье, 14 августа 2016 г.

Развитие воображения



Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога!
Деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации направлена на обеспечение индивидуального подхода к ребёнку на основе понимания его психологических особенностей. Педагог-психолог своевременно выявляет нарушения в психическом развитии и поведении ребёнка дошкольного возраста и оказывает ему необходимую психолого-педагогическую помощь.

  Сегодня речь не о формах отставания в развитии детей связанных с органическими нарушениями нервной системы, которые требуют специальной клинико-психологической или медицинской помощи. Речь только о нормальном ходе развитии детей дошкольного возраста, которые имеют небольшие затруднения, в развитии учитывая индивидуальные особенности ребёнка.  Основная цель коррекционно-развивающей работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка дошкольного возраста, создание условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка.
Воображение детей дошкольного возраста своеобразное. Активно развивается правое полушарие головного мозга.  Ребёнок накапливает жизненный опыт и его воображение развивается постепенно. Чем больше у дошкольника впечатлений от увиденного в окружающем мире, тем богаче его воображение.  Его сюжетно-ролевые игры будут более разнообразными,  а сочиненные рассказы наполненными яркими эпизодами.  
   Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко направлена  на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Ребёнку предлагается один из комплектов карточек (каждая фигура на отдельной карточке, я использую заламинированные  карточки для многоразового использования)
рис. 1
рис. 2

Ребёнок дорисовывает «волшебные» фигуры, волшебные потому, что каждая фигура может превратиться во что угодно.
Обязательно нужно спросить у ребёнка, что у него получилось.
Ответы каждого ребенка можно фиксировать в таблице. 


Очень удобно для анализа и обработки результатов.  Самый оригинальный будет тот рисунок, который ни у кого не повторился.
Для развития воображения можно использовать различные шаблоны недорисованных фигур, а также и геометрические фигуры.
Волшебный лес и его обитатели

С помощью «волшебных клякс» можно придумать не только интересные изображения, но рассказы.

Составление рассказов.
Детям можно предложить несколько слов.
Например: - мальчик,  город, автобус;
- девочка, лес, дерево, река;
- мама, дождь, шляпа, дорога и т.д.

Игры с географической картой помогут не только в развитии воображения и связной речи, но и ориентировке в пространстве, правильное употребление предлогов.
Ребенку предлагается маршрутная карта.  По реке плывет кораблик. 

- Представь себе, что ты стоишь на палубе корабля и плывешь по реке.
И, расскажи, пожалуйста, всё о том, что ты видишь справа, слева, сзади и впереди.
Дети  рассказывают о том, что видят, перечисляют всё то, что нарисовано, но связный рассказ о воображаемом путешествии получается не сразу. У детей с богатым воображением получается эмоциональный и красочный рассказ.

Все перечисленные методы и приёмы развития воображения можно использовать как воспитателям и педагогам начальной школы, так и родителям детей самостоятельно.
 

43 комментария:

  1. Здравствуйте, Виктория Александровна. Я на уроках рисования и на курсах подготовки к школе тоже использовала приём дорисовывания фигур, превращения геометрических фигур в предметы. На уроках изобразительного искусства рисовали с помощью клякс. Детям, с одной стороны, нравится, а, с другой стороны, не у всех это получается легко. так что фантазию такие приёмы действительно хорошо развивают. Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Зная особенности психомоторного развития детей, педагоги могут скорректировать развитие ребенка, предупредить проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения. Развитие восприятия является фундаментом для развития психических функций.

      Удалить
  2. День добрый, Виктория Александровна! Очень люблю кляксографию, ребята фантазируют отлично! А вот идея заламинировать карточки для дорисовки отличная, воспользуюсь))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте!
      Кляксография это как волшебство :) краски смешиваются и рождаются образы.
      Сначала я использовала файлы, но они быстро приходили в негодность. Ламинаторная пленка намного прочнее.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Дорисовывать то, что считаешь нужным, - это замечательно. Яркий контраст с готовым видом деятельности. А вот карта - это вообще находка, т.к. развивает так много умений: например, картографическое мышление (есть такое?:). У меня лично с этим полная беда, а вот муж в любой карте сориентируется. Плюс в Вашем случае - это развитие пространственной ориентации. Замечаю, что даже взрослые люди путают лево-право. Странно, не так ли?
    Ну а уж как Вы предложили рассказать - это великолепно для развития монологической речи, а если работа в группе, то еще и взаимообогащение активного и пассивного словаря. Во всех отношениях плюсы. Здорово! Спасибо за замечательный материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вы как учитель-логопед нашли много плюсов в предложенных методах.
      Мужчины лучше разбираются в картах, это доказанный факт. Мужчины могут в уме переворачивать карты, а женщина будет крутить ее в руках, чтобы сопоставить с местностью. Мы разные и мышление у нас разное. Работая с картами поможет легче ориентироваться в поостранстве и развивать пространственное мышление.

      Удалить
    2. А знаете, у меня мама отлично ориентируется в пространстве. Хоть в тайгу забрасывай)))

      Удалить
    3. Добрый вечер! Может быть мужчины и ориентируются лучше, чем женщины, но точно не все. Я вот лучше ориентируюсь, чем мой муж. Стоит мне один раз пройти или проехать по местности, второй раз с легкостью найду дорогу, а вот мой супруг очень часто ошибается и плутает.

      Удалить
    4. Светлана Николаевна, Екатерина Викторовна!
      У всех по-разному развиты мыслительные операции. И что, среди женщин встречаются те, кто хорошо ориентируется на местности :) совсем нет ничего сверхестественного.
      Я тоже хорошо справлюсь как с ориентировкой, так и с чтением карт :)) и не кручу их :) для того чтобы понять, где я стою.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Большое спасибо за статью! У меня сейчас как раз малыши - первоклассники. Будем развивать воображение с помощью описанных методов и приёмов. Обязательно расскажу и покажу в своём блоге, что получится у детишек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      К сожалению не все взрослые понимают, что с наступлением семилетнего возраста, автоматически не появляются сформированные навыки и достаточно развитые психические функции, которые нужны для обучения в школе. А диагностика готовности к школьному обучению показывает, что не все дети достигают высокого уровня психологической зрелости.
      Буду рада, если Вы будете использовать эти методы и приемы в своей работе.

      Удалить
  5. Виктория Александровна, спасибо за статью. Уверена, что материал полезен всем: и педагогам, и мамам-бабушкам-тетям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Это хорошо, что материал будет полезен широкому кругу читателей :)

      Удалить
  6. спасибо)
    у вас, уже как всегда, интересные методики)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алиса Сергеевна, здравствуйте!
      Используя в работе методики и наблюдая динамику, всегда возникает желание поделиться с коллегами.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Виктория Александровна!С Вашего позволения воспользуюсь методиками! Оччень понравились игры с географической картой.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна!
      Конечно используйте в своей работе, это достаточно известные методики. А про игры с географическами картами я читала в учебном пособии Дубровиной И.В. (если не ошибаюсь, давно это было).

      Удалить
    2. Спасибо за информацию.Поищу.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Смотрю на Ваш пост с профессиональной точки зрения: развитием речи нужно заниматься и заниматься. И самое главное, чтобы эти занятия проводились не только в детском саду.
    Уроки развития речи (думаю, коллеги поддержат) самые трудные. И не говорю о начальной школе! Дети косноязычны. Часто не могут использовать в своей речи синонимы.
    Упражнения, предложенные Вами, должны стать настоящим подспорьем для родителей дошколят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо за Ваш профессиональную точку зрения. Вы правы - заниматься и заниматься. У нас в ДОО уже несколько лет стоит годовая задача № 1 - развитие речи. Детям тяжело составлять рассказы, придумывать истории. А если начинаем играть в игру "закончи историю", то в основном продолжение истории без развития сюжета :(

      Удалить
    2. Виктория Александровна, Вы молодцы. Ведь это первостепенная задача. Да и в школах на методических объединениях обсуждаем. Но, к сожалению, развитием речи в большинстве своём занимаются учителя-филологи. На устных уроках в основном дети либо слушают учителя, либо пишут. Говорят мало.

      Удалить
  9. Хорошая идея с ламинированием карточек и таблицей для фиксирования результатов! Карточек для дорисовывания много, но определённо стоит внимания и конкретизированное задание дорисовать, например, подарки для друзей или лес и его обитателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Дмитриевна, здравствуйте!
      Лес и его обитатели одно из любимых заданий у детей, спасибо, что напомнили о нём!!!
      В прошлом году один мальчик нарисовал удивительный лес, а животные получились все-все несуществующие :) развитие воображения и проективная методика слились воедино.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Виктория Александровна! Методику Дьяченко часто использую, мне нравится. Правда
    элементы предлагаю не все. А вот дорисовывание с конкретизацией задания это как? Использовать эти же фигуры и превращать их в лес и обитателей? Тогда фигуры должны быть все на одном листе наверно? Задание с картой надо попробовать, интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Я разместила "Волшебный лес и его обитатели". Спасибо, что подсказали уточнить о задании на конкретизацию.

      Удалить
  11. Доброе утро, Виктория Александровна! Спасибо за интересную статью. Думаю, что она также пригодится и учителям начальных классов и таким, как я педагогам-библиотекарям, которые ведут в началке внеурочную работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Рада, что Вы нашли материал интересным. Хорошо, что внеурочную работу можно использовать для развития психических функций и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Мне очень понравилась идея с картой и плывущем кораблике. И рассказал, и показал, и придумал, еще и понятия право и лево отработал - замечательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Моя карта наполнена сообщениями о тех зданиях, которые на ней расположены. Не только ориентируемся на местности, но и познаем мир :)

      Удалить
  13. Виктория Александровна, спасибо за статью. Интересно! Думаю методику "Дорисовывание фигур" можно совместить с техникой "Дудлинг" и использовать в средней школе на уроках технологии. Интересно посмотреть, что получится?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Викторовна, здравствуйте! Очень рада Вас видеть на страницах блога :)
      Я тоже так думаю :)
      Дудлинг, зентагл - мощные антистрессовые техники, которые развивают воображение.

      Удалить
  14. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Очень интересная методика, впрочем, как и всё в мире психологии!!! Скопировала статью и уже поделилась в соц.сетях с одноклассницами - пусть извлекают пользу для своих деток!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Вспомнила :) как Вы с осторожностью пришли на тренинг "Профилактика эмоционального выгорания".
      Да, наука о душе увлекает не только специалистов в этой области.
      Спасибо, что рекомендуете родителям методы и приемы развития психических функций у детей.

      Удалить
  15. Вечер добрый, Виктория Александровна! Напишу просто - СУПЕР!!! Люблю я эти дорисовывания! Наверное, потому, что у меня с воображением проблем нет.
    А с картой задумка весьма и весьма... Нужно опробовать будет со своими первашами.
    Только вопрос - а карты Вы где берете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, здравствуйте!
      Это моя самая первая карта :) нашла карту где-то в картинках на просторах интернета и добавила несколько элементов, потом уже добавила открывающиеся и увеличивающиеся картинки зданий. Еще использую маршруты "Дорога домой", "Дорога в детский сад". Рисую сама :)) Сейчас достаточно много разных программ и сервисов.

      Удалить
    2. Понятно, Виктория Александровна! Спасибо, поищем!

      Удалить
  16. Вика, здравствуй! "Чем больше у дошкольника впечатлений от увиденного в окружающем мире, тем богаче его воображение" - какие замечательные слова, только как правило этих впечатлений у детей так мало и поэтому воображение очень плохо развивается(((( Эта методика замечательная, хотелось бы чтобы родители почитали это сообщение и занялись процессом развития воображения))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люда, здравствуй!
      Беда в том, что родители очень мало проявляют активности в блоге, поэтому не могу быть уверенной, что информация достигнет цели.
      Может и читают, но комментировать не хотят :(

      Удалить
  17. Здравствуйте, Виктория Александровна!
    Интересная информация, мне очень понравилась карта и ориентировка в пространстве по ней, хотелось бы со своими первоклашками попробовать, но поздно, теперь малыши-карандаши :))) Поделюсь ссылкой в группе в соцсетях, надеюсь родители заинтересуются. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  18. Виктория Александровна, здравствуйте! Готовлю благодарности для участников проекта ЧУВСТВО РОДИНЫ, у вас неполная информация о Вашей должности. Если хотите уточнить - напишите как правильно, если нет, то оставлю как есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Извините, что не сразу отреагировала на Ваш комментарий. Пропустила :((
      Если информация еще актуальна - педагог-психолог.

      Удалить
  19. Виктория Александровна, прочла Вашу статью и вспомнила времена учебы в художественной школе. Мы и кляксы делали, и из фигур дорисовывали. А еще мы водили хаотично карандашом по листу бумаги и из каракулей выискивали замысловатые любопытные фигурки, или на 1 половинку листа бумаги капали разных красок, потом накладывали сверху второй половинкой бумаги и разворачивали - получалась боольшая симметричная клякса и из нее тоже придумывали сюжет.

    А с картами сколько не училась ориентироваться - результат есть, но всегда вижу, как мужчине легче сообразить. И рассказ сочинить - тоже любопытно кто что сможет придумать! Спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Все перечисленные Вами упражнения хорошо развивают творческое воображение.
      Даже если мужчинам и легче читать карты, мы можем тренироваться и учиться ориентироваться ;)

      Удалить

А что Вы, думаете об этом?
Мне очень важно Ваше мнение.
Напишите свой комментарий и нажмите кнопку "публикация".
Если вы планируете разнообразить свой комментарий картинкой, то можете использовать теги:
Вставка изображений [im]cсылка на изображение[/im]
Вставить изображение (ширина=100%) [im#]ссылка на изображение[/im]